Разделы

Телеком

Аукционы или “конкурсы красоты”? Часть 2

Как видно, британская модель выдачи лицензий на мобильную связь третьего поколения вовсе не безупречна. Однако многие правительства все-таки склонились к проведению именно аукционов, а не “конкурсов красоты”. Причина проста — аукцион в Великобритании принес ни много ни мало 35 миллиардов долларов. Легкость получения таких огромных сумм склонила многие правительства именно к британской модели. К проведению аукционов лицензий на мобильную связь следующего поколения готовятся в Германии, Австралии, Австрии, Швейцарии, Италии, Нидерландах. Ближайший по времени аукцион — германский. Правительство этой страны рассчитывает выручить от продажи лицензий 47 миллиардов долларов. А австралийское правительство рассчитывает получить в этом году бюджетный избыток в 1,7 миллиарда долларов за счет проведения аукциона. При этом администрации связи этих стран уверяют, что модель аукциона выбрана вовсе не потому, что она принесет много денег. Впрочем, было бы удивительно, если бы они утверждали обратное. Дело в том, что страны ЕС обязаны следовать статье 11.2 Директивы по лицензированию, согласно которой размер платы за лицензию должен определяться, исходя из принципов наилучшего управления спектром, а не для получения максимальной прибыли. Естественно, что правительства немного лукавят, упирая на то, что аукционы позволяют регулировать выдачу лицензий лучше, чем сравнительный отбор.

Здесь уместно привести пример, характеризующий отношение государства к возможности получения дополнительных денег в бюджет. Вспомним поведение американского правительства при распределении частот цифрового телевидения. В свое время Федеральная комиссия по связи (FCC) разработала план по переходу к цифровому телевидению. Согласно этому плану, каждая локальная вещательная компания должна была получить дополнительный канал для тестирования новых услуг, а потом, когда они будут готовы перейти к коммерческой эксплуатации, аналоговые каналы будут переданы государству. А через некоторое время после принятия этого плана в стране был проведен первый аукцион на право использования частотного диапазона. Его результатом стало появление в казне дополнительного миллиарда долларов.

После этого FCC решительно отказалась от прежнего плана, объявив о том, что аналоговые частоты, на которых в настоящее время вещают телекомпании, будут проданы с аукциона. При этом президент Клинтон заявил, что график перехода к цифровому телевидению будет увязан со сбалансированным федеральным бюджетом (что само по себе является нонсенсом). Иначе говоря, вне зависимости от возможностей компаний перейти на цифровое вещание, они будут лишены аналоговых частот в определенные сроки (которые диктуются лишь потребностью Минфина США в деньгах). При этом большая часть американцев может просто лишиться телевидения, так как перейти к цифровому вещанию способны далеко не все телекомпании. Получается, что погнавшись за прибылью, американское правительство позабыло обо всем остальном. И это происходит в Америке, которая претендует на звание страны, свято соблюдающей законы рыночной конкуренции.

С другой стороны, ряд государств наотрез отказались от проведения денежного аукциона, отдав предпочтение “конкурсам красоты”. По их мнению, только отбор по качеству услуг способен содействовать добросовестной конкуренции на рынке. Так, Франция будет выдавать лицензии на основе сравнения бизнес-планов, а в Финляндии лицензии были выданы вообще бесплатно. Финляндские власти посчитали, что важнее не получение дополнительных доходов в бюджет (видимо, в Финляндии с этим все в порядке), а быстрое развертывание сетей и предоставление пользователям качественных и недорогих услуг.

Еще несколько стран, в частности, Италия и Австрия, пошли по смешанному пути. Они планируют проводить выдачу лицензий в два этапа: сначала будет проведен отбор участников по техническим и финансово-экономическим параметрам, а затем состоится денежный аукцион.

В России выдача лицензий на мобильную связь третьего поколения намечена на конец текущего года. По какой схеме будут распределяться лицензии, пока неизвестно, однако министр связи Леонид Рейман в интервью газете “Коммерсантъ” заявил, что британская модель, скорее всего, будет отвергнута. По мнению руководителя Минсвязи, основой для получения лицензий должны стать оптимальная разработка сети, скорость ввода ее в эксплуатацию, качество услуг и приемлемые тарифы. Такой же точки зрения придерживаются и российские операторы сотовой связи. Трудно сказать, почему российское правительство отказалось от идеи продавать лицензии с аукциона. Скорее всего, оно не хочет выпускать процесс распределения частот из своих рук (ведь при проведении аукциона от государственных структур ничего не зависит, все решают деньги компаний). Кроме того, Минсвязи понимает, что возможности российских операторов не сравнимы с финансовой мощью западных компаний. Следовательно, больших прибылей от продажи лицензий ожидать не стоит. Как будет проходить распределение частотоного диапазона мобильной связи следующего поколения, видимо, станет ясно в течение нескольких месяцев. А пока любопытно будет проследить за раздачей лицензий 3G в других странах.