BOSS-2007: телеком-биллинг подстраивается под NGN и 3G
Развитие новых технологий, переход на 3G и появление большого количества новых сервисов кардинальным образом меняют требования к OSS/BSS-системам. Пути и способы их адаптации к условиям современного операторского рынка, развитие биллинговых систем в целом, а также другие актуальные проблемы отрасли обсуждались специалистами на форуме BOSS-2007.Восьмой Billing and OSS Telecom Forum собрал, пожалуй, самых представительных игроков телекоммуникационного рынка. Форум состоялся 17-18 декабря в Центре международной торговли. По сравнению с прошлым и позапрошлым годом число участников существенно сократилось. Тем не менее, количество посетителей продолжает расти. Так, в 2007 году на форуме побывало более тысячи человек.
В этом году топ-менеджеры компаний обсуждали не только тенденции развития OSS и BSS систем, но и биллинговые системы в сетях NGN, крупномасштабный и конвергентный биллинг, модели анализа, прогнозирования и управления услугами связи и многое другое. В рамках конференции работала презентационная секция, где компании-производители демонстрировали свои продукты и решения.
Участники форума отметили заметное по сравнению с прошлым годом увеличение интереса к развитию BSS/OSS решений в условиях перехода на сети NGN. Если на западном рынке перемены в телекоммуникационной сфере - уже реальность, то на российском рынке переход на сети нового поколения только начинается. В изменяющихся условиях становится особенно важной роль OSS. Так, по словам Павла Хардака, директора по новым технологиям и продуктам TTI Telecom, оборудование для сетей третьего поколения выдает в три раза больше аварийных сигналов, чем сеть 2G такого же масштаба. В этих условиях оператору придется либо серьезно увеличивать штат своего операторского отдела, либо искать какие-то более эффективные способы мониторинга и управления сетью. Увеличение сложности сетей, изменение их архитектуры потребует от разработчиков OSS уменьшения времени, затрачиваемого на поиск проблемы, то есть проактивности системы. Идеальный вариант, когда поиск изменения параметров качества или каких-то ошибок происходит в режиме реального времени. Популярность современных, трансформированых, гибких OSS решений будет расти. Так, по мнению Малькольма Николаса, директора по решениям в телекоммуникационной отрасли IBM Восточная Европа и Азия, к 2010 году именно OSS сформируют 45% телеком-рынка в Европе.
Участники форума отметили существенно возросший интерес к развитию BSS/OSS-решений в условиях перехода на сети NGN
Переход на сети NGN позволит операторам серьезно увеличить количество услуг, предоставляемых абонентам. В связи с этим приобретают актуальность изменения BSS/OSS систем в условиях роста количества и качества новых сервисов. Одной из ключевых проблем для операторов продолжает оставаться падение средней величины доходности на линию (ARPU), ставшее тенденцией за последние несколько лет. Несмотря на общий рост проникновения мобильной связи (103% в среднем по России), высокая конкуренция не позволяет операторам увеличивать стоимость тарифных планов. Однако повышение ARPU возможно за счет предоставления пользователям большего количества услуг, таких как MMS, доступ к электронной почте, мобильный интернет, загрузка различного контента, видео, голосовые вызовы и так далее. Так, по словам Василия Седунова, вице-президента по разработкам компании NetCracker, сейчас центр внимания сместился на услуги и операторам все сложнее продавать ресурсы, поскольку уровень проникновения мобильной связи в России уже достаточно высок. Биллинговые системы должны быть готовы к учету и тарификации появляющегося множества новых услуг. Система уже не может оставаться жесткой, сильно интегрированной и монолитной. Гибкие, конфигурируемые и эффективные системы управления и тарификации помогут операторам уменьшить время вывода новой услуги на рынок с недель и месяцев, а иногда и лет, до нескольких дней или недель. Чем быстрее новые сервисы будут выходить на рынок, тем эффективнее будет работа оператора.
В изменяющихся условиях становится очень важной готовность OSS/BSS систем к взаимодействию с другими внешними подсистемами. Современные системы должны хорошо интегрироваться с оборудованием разных производителей. Следовательно, системы должны базироваться на открытых, SOA-поддерживающих платформах. Открытая архитектура платформ позволит операторам легко интегрировать новые решения в уже существующую инфраструктуру. В конечном счете, как отмечали участники конференции, это должно привести к уменьшению затрат.
Также отмечалось, что современные функции биллинга сместились от просто расчетных к маркетинговым и управленческим. Решение аналитических задач при помощи биллинговых систем позволит операторам более гибко реагировать на изменения потребностей абонентов и в конечном итоге проводить более грамотную рыночную политику.
Василий Седунов, вице-президент по разработкам компании NetCracker: Гибкие и конфигурируемые биллинговые системы уменьшат время вывода на рынок новых услуг
По-прежнему актуальна проблема мошеннических действий в сетях. Так, по данным EastWind, согласно исследованию, проведенному Ассоциацией GSM в 2004-2005 гг., операторы с абонентской базой до 1 млн человек ежегодно теряют от действий мошенников около 65,5 тыс евро, операторы с базой от 1 до 5 млн абонентов – 148,7 тыс евро, операторы с базой более 5 млн абонентов – 1,31 млн евро. Однако решение, похоже, найдено. По решению ассоциации GSM с 1 октября 2008 единственным допустимым способом предотвращения мошенничества станет взаимодействие между операторами с помощью NRTRDE-процесса (Near Real-Time Roaming Data Exchange).
Продолжают оставаться актуальными вопросы конвергентного и крупномасштабного биллинга. Так, в настоящее время такие системы становятся уже правилом, а не исключением. Универсальность биллинга для абонентов, которые потребляют предоплаченные услуги или пользуются ими на кредитной основе, очень востребована. Учитывая, что в скором времени сети станут еще сложнее, благодаря сближению мобильных и фиксированных технологий FMC-сетей и переходу на архитектуру IMS, необходимость в конвергентном биллинге только возрастет.
Итог обсуждению тенденций развития OSS/BSS систем можно подвести словами Малькольма Николоса, который определил функционал современных систем следующим образом. По его мнению, современные OSS/BSS системы должны иметь открытую архитектуру, единую и точную базу данных обращений потребителей, уметь эффективно выстраивать бизнес-процесс и управлять потоками. Сама платформа должна быть гибкой, а биллинг-компоненты должны поддерживать как автоматизацию, так и услуги следующего поколения. Система должна быть масштабируемой, имеющей возможности для расширения. А общее направление эволюции биллинга должно идти в сторону клиент-ориентированого подхода.
Марина Мякишева / CNews