Разделы

Телеком Беспроводная связь

CompTek: Через два года мы не узнаем "последнюю милю"

Рынок фиксированных беспроводных технологий получил "второе дыхание". Потребность в высокоскоростных каналах для дешевой передачи больших объемов трафика на небольшие расстояния привела к появлению гигабитных технологий. Как вендоры будут выживать в этом новом мире, какие решения появятся, какие скорости получит пользователь? Об этом и не только CNews рассказали вице-президент CompTek Алексей Вомпе и руководитель направления беспроводных технологий CompTek Станислав Рыбалко.

CNews: Какие события в стране повысили интерес к беспроводному оборудованию?

Алексей Вомпе: В первую очередь, толчок дало появление гигабитных скоростей. Речь идет не об использовании пробных моделей, а об активном потреблении серийных. И стоимость таких решений сегодня приближается к стоимости привычных решений на гораздо более низких скоростях.

В связи с появлением облачных сервисов пакетные сети стали более востребованными, нежели телефонные. По той же причине они нуждаются в передаче большого количества дешевого трафика, которое, конечно, будет расти и дальше.


Алексей Вомпе: Теперь беспроводные сети можно считать почти такими же безопасными, как и проводные

Настоящим прорывом на рынке беспроводной связи стало гигабитное решение компании Siklu. Оно работает в диапазоне 78 ГГц, где не требуется лицензия, – это даже проще, чем Radio Ethernet. Появление такого решения – событие, важное не только для развития самих сетей, но и для крупных операторов, которые являются потребителями трафика. Контентные провайдеры были в значительно большей степени ориентированы на телефонию, здесь же ориентация как раз на передачу данных. Причем есть возможность ее увеличить за небольшие деньги: сейчас мы предлагаем продукт, который по техническим параметрам относится к операторскому классу, а его ценовая категория – это Enterprise-класс.

Станислав Рыбалко: Я отмечу еще два момента. Первый – это потребность в высокоскоростных каналах для передачи трафика на небольшие расстояния. Как вы знаете, правительство давно говорит о том, что воздушно-оптические линии связи портят облик города. Кроме того, они небезопасны, так как зачастую провайдеры пренебрегают требованиями качества при их прокладке. Сейчас такие линии связи либо перемещают в кабельную канализацию, либо меняют на радиоканалы. Беспроводной гигабит нужен сегодня всем: строительство LTE-сетей тоже предполагает наличие скоростных каналов для каждой базы. Именно вследствие этой потребности гигабитные технологии появились, стали дешеветь и перешли в разряд массовых; появились инновационные продукты – это, определенно, второе дыхание "последней мили" радиодоступа.

Второй момент – провайдерам тесно в городе. Мы видим, что в каждом доме есть несколько провайдеров, которые конкурируют между собой. Идет ценовая война. Крупные провайдеры начинают выдавливать мелких, уже не покупая их, а просто демпингуя на рынке. Что делать мелким игрокам? Либо закрываться, либо уходить за город. Там абонент не так избалован конкуренцией, он готов платить больше, у него, кроме 3G, ничего нет. Это, конечно, тоже способствовало росту интереса к рынку фиксированного доступа.

Алексей Вомпе: Важно отметить, что теперь беспроводные сети можно считать почти такими же безопасными, как и проводные. Стоимость взлома беспроводной сети сейчас в разы выше стоимости физического проникновения.

CNews: Кто из вендоров наиболее активен в этом направлении? В чем разница в подходах у этих вендоров?

Станислав Рыбалко: Я бы разделил рынок на категории. В частности, есть магистральный рынок, и здесь очень активно ведет работу израильская компания Siklu. Их гигабитное решение, которое стоит в несколько раз дешевле, чем менее скоростные решения других вендоров, действительно, привлекает клиентов.

Что касается беспроводного доступа, здесь можно говорить в целом про бурную активность рынка. Если называть вендоров в этом сегменте, нужно сказать о компании Ubiquiti Networks, которая в свое время выпустила оборудование беспроводного доступа в пять раз дешевле, чем все то, что существовало на рынке. Почему у всех было дорого? Потому, что не было массового потребления. А почему не было массового потребления? Потому, что у всех было дорого. Вот такой замкнутый круг, и Ubiquiti Networks его разорвала в свою пользу и в пользу развития рынка фиксированного беспроводного доступа в целом. Рынок "взорвался", оказалось, что всем нужна недорогая "последняя миля".