Разделы

Телеком Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Интернет-индексы: не NASDAQ'ом единым...

Традиционно, взлеты и падения "новой экономики" принято связывать с ростом или снижением сводного индекса Nasdaq Composite, созданного на основе акций предприятий, торгуемых в одноименной американской биржевой системе. И хотя данный индекс действительно более чуток к изменениям в высокотехнологичном секторе, нежели другие традиционные индикаторы, он довольно относительно связан с рынком high-tech. А если так, то по каким показателям судить о развитии интернет-индустрии и ее отдельных секторов?

Для удобства инвесторов акции предприятий традиционного сектора давно объединены в сводные индексы, среди которых за многолетнюю историю выделились неоспоримые лидеры. Такие имена, как Dow Jones Industrial Average, S&P500 Index известны всем и надежно служат инвесторам во всем мире. Интернет-индустрия сравнительно недавно обзавелась собственными индексами, помогающими ориентироваться в развитии отрасли. Таких индексов набралось уже несколько десятков, и каждый из них борется за право быть первым. Пока ни одному из них не удалось по-настоящему "раскрутить" собственный бренд, и показателем активности инвесторов на рынке интернета служит один из основных традиционных индексов - "старый добрый" Nasdaq Composite.

Как мы рассказывали в одном из наших предыдущих обзоров, отраслевая структура акций, торгуемых в этой известной биржевой системе, достаточно разнообразна. Более половины компаний, разместивших свои ценные бумаги на площадке NASDAQ, не имеют никакого отношения к высокотехнологичному сектору. Так, 6% акций представляют фармацевтику, 11% - розничную и оптовую торговлю, 19% - финансы и страхование, другие фирмы заняты в сфере транспорта, услуг и т.д. Безусловно, в своей работе многие из них используют передовые интернет-технологии в области сбыта, в сфере коммуникаций и маркетинга, но вряд ли по деятельности подобных предприятий можно судить о перспективах и инвестиционной привлекательности самого интернет-бизнеса, а тем более таких его составляющих, как интернет-коммерция, услуги хостинга или рынок сетевых решений.

Фондовые интернет-индексы призваны решить подобные задачи, и каждый из них делает это по-своему. В любом случае, числовое значение индекса отражает изменение цен выбранной совокупности акций интернет-компаний. Все споры разгораются как раз вокруг критериев, по которым та или иная компания может быть включена в тот или иной интернет-индекс, состав которых по этой причине сильно разнится. Ни комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC), ни другой государственный орган до сих пор не создали четкой классификации отраслей в интернет-индустрии, поэтому всем создателям новых индикаторов приходится обходиться собственной методологией. Далее мы рассмотрим некоторые из индексов с описанием методики их калькуляции. Но прежде ограничим виды деятельности, которые принято связывать с интернет-индустрией. К ним относятся:

  • провайдеры доступа к интернет (Internet Access Providers)
  • разработчики ПО (Software Developers)
  • производители оборудования (Hardware Manufacturers)
  • разработчики услуг с высокоскоростным доступом (High-Speed Service Developers)
  • разработчики контента (Content Developers)
  • разработчики систем безопасности (Security Developers)
  • компании использующие интернет для сбыта продуктов или услуг (E-Commerce)

Начнем с индекса ISDEX (Internet Stock Index), созданного в апреле 1996 года корпорацией internet.com и с 1999 году торгуемого на Канзасской бирже. Несмотря на "странный" выбор площадки, которая в течение всего 20 века и по сей день проводит торги по поставкам пшеницы, ISDEX считается одним из наиболее авторитетных в силу своей представительности. Интернет-индекс формируется на основе капитализации 50 компаний-участников, каждая из которых имеет свой вес в индексе. В число ISDEX, среди прочих, входят dot-com компании, провайдеры услуг, поставщики инфраструктурных решений (полный список можно получить здесь. Котировки ISDEX регулярно публикуются в ведущих СМИ (The Wall Street Journal, Reuters и др.), что говорит о доверии инвесторов к данному инструменту.

Dow Jones Newswireтакже публикует котировки ISDEX, хотя корпорация Dow Jones& Co имеет свой одноименный интернет-индекс - Dow Jones Internet Index (DJII). Данный индекс, являясь сводным, основывается на показателях двух внутренних индексов - Internet Commerce и Internet Services. Первый объединяет компании, большая часть оборота которых складывается из продаж товаров или услуг через Всемирную сеть. Второй индекс - рассчитывается на основе акций фирм, предоставляющих доступ в интернет или оказывающих услуги клиентам с использованием интернет. Данные определения заменяют создателям индекса более конкретные критерии.

По состоянию на 1 декабря 2000 года, Dow Jones Internet Index учитывает ценовые изменения акций 40 эмитентов: Internet Commerce - 15, а Internet Services - 25 компаний. В период роста интернет-рынка создатели индекса планировали увеличивать число индексируемых акций, с целью представить до 80% фондового рынка отрасли. Но, судя по всему, после вступления высокотехнологичного сектора в стадию спада, значимые первичные размещения нам предстоит увидеть еще не скоро.

Кроме упомянутых индексов, различные агентства рассчитывают по собственным методикам множество других индикаторов. Некоторые из них включают акции компаний из различных отраслей интернет-индустрии, другие - имеют более узкую специализацию. Так, функции индексов для более узких интернет-рынков выполняют депозитарные расписки Merrill Lynch. Данные бумаги торгуются на Американской фондовой бирже и среди прочих объединяют акции интернет-компаний в нескольких "номинациях". Отслеживая индексы BHH (для В2В сектора) или IAH (для компаний, разрабатывающих решения инетрнет-архитектуры), вы будете гораздо яснее представлять ситуацию на важном для вас сегменте, чем в случае оценки колебаний NASDAQ. Специализированные индексы рассчитываются на основе акций 20-30 компаний, в то время как NASDAQ учитывает около 5000 предприятий.

Используя настолько специализированные индексы гораздо легче не только определить состояние и перспективы отрасли, но и выявить лидеров. Ведь лучшими аналитиками всегда считались фондовые спекулянты и венчурные инвесторы, от точности прогноза которых зависит их собственное благополучие. Используя данные прогнозов, можно с большей уверенностью выбирать иностранного поставщика или партнера для реализации высокотехнологичных проектов.

К сожалению, барометром развития новой экономики для российских предпринимателей и инвесторов пока могут служить только иностранные фондовые индексы. Отечественные высокотехнологичные компании сегодня не готовы проводить размещение акций на открытом рынке. Кроме объективных причин, сдерживающих этот процесс, коньюктура международных рынков сегодня также неблагоприятна. А пока нет торгов - нет и надежного показателя, фиксирующего изменения на рынке. Отсюда столько споров в Рунете, о том "кто живой и кто мертвый", отсюда нелепые "самопальные" рейтинги, слухи и склоки. Пока отечественные компании, начинающие использовать Сеть в своем бизнесе, не отважатся выйти на фондовый рынок, о серьезном анализе интерактивного бизнеса в России говорить не приходится. Произойдет это, судя по всему, не скоро.