Разделы

Телеком

Кто заменит "восьмерку"? Рейтинг связистов

Раздача лицензий на оказание услуг дальней связи идет полным ходом, право выхода на рынок получили 17 компаний, еще 3 ждут решения регулятора. Но реально выполнить все условия и стать полноценным альтернативным оператором смогут в лучшем случае 2-3. На что надеются остальные?

За что боролись?

Пока ответов на все эти вопросы нет, но присутствие на рынке даже пары серьезных операторов потребует от всех его участников существенных усилий для завоевания и удержания высоких позиций. За что должны будут при этом бороться операторы, какие у них есть для этого возможности? Рынок услуг дальней связи можно условно разделить на две части: корпоративные клиенты и частные лица.

На рынке корпоративных клиентов новые игроки в занимают устойчивые позиции, но для вытеснения с лидирующих позиций "Ростелекома" на рынке частных потребителей новичкам потребуется вложить достаточно много средств и усилий. Козырем в игре для "Ростелекома" является инерционность человеческого мышления и зачастую полное отсутствие желания менять свои привычки. Пользователь привык набирать цифру "8", получать межгород и не раздумывать о каких-либо дальнейших кодах. Также сомнительно, что найдется много желающих сходить на свой телефонный узел, отстоять "небольшую" очередь с целью пообщаться с постоянно "приветливыми" операторами и написать заявления на переход к другому оператору дальней связи. Все это позволит "Ростелекому", при условии выбора его оператором "по умолчанию", сохранить за собой значительную часть частных клиентов.

В корпоративном секторе все несколько иначе. Бизнес уже привык работать с альтернативными операторами связи, которые поставляют корпоративным клиентам целый комплекс телекоммуникационных услуг, в его состав, помимо местной, междугородней и международной телефонной связи, входят доступ в интернет, организация корпоративной сети и др. Поэтому операторы дальней связи будут стремиться перетянуть на себя как можно больше корпоративных клиентов. Это будет возможно только за счет организации системы гибких тарифов, дополнительных сервисов, более высокого качества предоставляемых услуг, отлаженной системы расчетов.

Достичь превосходства на рынке дальней связи и удержать его будет возможно только за счет стоимости услуги связи и обеспечиваемого при этом качества. По прогнозам специалистов, демонополизация рынка дальней связи может повлечь за собой снижение тарифов на междугородние и международные звонки до 30-50% (на примере "МТТ" этот прогноз пока оправдывается), что, несомненно, выгодно конечным пользователям, в том числе и пользователям сотовых сетей. Одной из основных возможностей снижения тарифов является уменьшение затрат на аренду магистральных каналов для обеспечения взаимодействия между собой узлов коммутации, при этом в самом выгодном положении оказываются операторы, владеющие собственными магистральными сетями. "Ростелеком" и "Компания Транстелеком" владеют сетя-ми связи, охватывающими всю страну. "МТТ", "Голден телеком" и частично "Вымпелком" с "Эквантом" владеют собственными сетевыми ресурсами в европейской части России.

Исход будущего противостояния операторов будет также определяться маркетинговыми кампаниями и акциями. В конкурентной среде главное не только организовать предоставление услуги связи, но и грамотно донести до ее потребителя. Тут успех будет определяться талантами маркетологов и пиарщиков.

Новые претенденты

Ценой огромных усилий процесс демонополизации рынка дальней связи России сдвинулся с мертвой точки. Выданы лицензии, оператору "МТТ" уже выданы коды доступа. В скором времени получат коды еще 1-2 компании. Появляются и новые претенденты на лицензии, причем это очень серьезные компании. На сегодняшний день их три.

"Комстар объединенные телесистемы". Крупнейший оператор связи в Московском регионе, созданный в мае 2004 года на базе трех ведущих компаний — "Комстар", "МТУ-информ" и "Телмос". Акционеры компании – АФК "Система" и "Московская городская телефонная сеть". "Комстар-ОТС" располагает крупным ресурсом задействованной номерной емкости, обслуживает около 30 000 клиентов в корпоративном секторе. Владеет цифровой волоконно-оптической сетью на территории Москвы. В данном случае не совсем ясна цель заявки, учитывая факт получения лицензии "МТТ". Тем не менее, решение регулятора о выдаче лицензии ожидается в самое ближайшее время.

"Связьтранснефть". Дочерняя компания "Транснефти". По информации с сайта компании, сеть связи имеет около 450 узлов и протяженность 47 тыс. км, а также выходы на телефоны общего пользования в 250 городах России. Судя по представленным данным, компания может создать определенную конкуренцию известным операторам связи, особенно в отдаленных районах (местах добычи нефти). Остаются вопросы источника необходимых инвестиций, а также длительность периода времени, который потребуется на развертывание необходимых ресурсов в случае получения лицензии. Широкомасштабное и повсеместное проникновение данного оператора на рынке «дальней связи» кажется сомнительным.

"Мобильные Телесистемы". Представитель "большой тройки" сотовых операторов России, основным акционером которого является АФК "Система". Необходимость получения лицензии обосновывается желанием снизить расходы на инфраструктуру сети, что не кажется в данном случае оптимальным решением, учитывая расходы на организацию сети связи, тем более что другой дружественный актив "Системы" - "МТТ" уже получил необходимую лицензию и начал предоставлять услуги. Но шансы у компании явно есть.

Возможно, в будущем список лицензиатов расширится, но реально получат коды и начнут предоставлять услуги далеко не все. Монополии больше нет, а значит - готовимся к низким тарифам и хорошей связи.

Илья Каминецкий / CNews