Мобильная связь: повышение тарифов не обосновано
Увеличение тарифов на услуги связи, мотивируемое российскими операторами "потерями" в виде убыточных показателей, как показывает анализ, не имеет под собой серьезных оснований. Однако отсутствие конкуренции в отрасли играет на руку "большой тройке" - "завязанным" на своих номерах пользователям остается лишь готовиться к оплате предыдущих "просчетов" операторов и надеяться на то, что новая правительственная команда направит свою деятельность, в том числе, и на защиту интересов потребителей.Бушующий над миром кризис застал отечественную экономику врасплох, и отрасль связи не стала исключением. Компании, называемые успешными, ныне с трудом сводят концы с концами, а небольшие "стартапы", звавшиеся перспективными, теперь находятся на грани исчезновения.
При этой тяжелой ситуации, затронувшей всю, без исключения, экономику, появившиеся в прессе сообщения об увеличении ряда тарифов "Вымпелкомом" с марта этого года вызвали некоторое недоумение. Однако мастистые эксперты рынка идут еще дальше. Так, в опубликованной недавно статье РБК Daily (http://www.rbcdaily.ru/2009/03/11/media/405348) прогнозируется рост тарифов на 40%. Ссылкой на это являются "потери", которые несут операторы в виде убыточных показателей деятельности.
Между тем, МТС уверенно отчиталась о прибылях, полученных в IV квартале прошлого года. Из-за "плавной" девальвации долларовое исчисление результата скромнее, но все-таки это не авиаотрасль и автостроение, где речь идет не о прибылях, а о выживании. Сложнее ситуация в "Вымпелкоме" - покупка "Голден Телеком" за баснословные деньги ради экономии весьма скромной суммы, в условиях всеобщего безденежья, легла тяжким долговым бременем на бюджет компании. Однако в операционном плане "Вымпелком" демонстрирует положительные цифры. Так что разговоры об убытках операторов не имеют своего основания.
Одну из основных частей расходов на техобслуживание составляют контракты с поставщиками оборудования на техническую поддержку
Более того, действующие на территории России, а также ослабивших свои валюты республик бывшего СССР, рублевые поступления операторов достаточно стабильны. И даже при потере трафика, генерирующего доход, есть достаточно внутренних резервов для его сохранения в течение текущего года.
Откуда расходы?
Основные текущие расходы операторов включают в себя: аренду помещений и площадок, вознаграждение сотрудникам, электрознергетику, лицензионные сборы и техобслуживание оборудования. За исключением последнего пункта, все расходы либо возросли незначительно (электроэнергетика), либо сохранились на прежнем уровне (зарплата, аренда, сборы). Более того, во многих случаях стали снижаться ставки по аренде, равно как и расходы на персонал, "лишенный" премий. Возможно, для поддержания текущей операционной деятельности необходим кредит, но явно гораздо меньший, нежели размер выплат по покупкам "бесценных" активов, хоть и при высокой ставке.
Одну из основных частей расходов на техобслуживание составляют контракты с поставщиками оборудования на техническую поддержку. В прошлом году при продолжающемся укреплении рубля операторы старались перевести валютные расчеты по контрактам в рублевые. Это оказалось очень кстати после "плавной" девальвации российской валюты. Операторы, которые не успели это сделать в прошлом году, в нынешней ситуации требуют либо перевести контракты в рубли, либо получить скидку.
Таким образом, какого-либо значительного увеличения расходов операторов за счет затрат на осуществление текущей деятельности не произошло и потенциала к их росту нет.
Существенным бременем могут быть затраты на капитальное строительство при развертывании сети или их модернизации. Рассмотрим, как обстоит с этим ситуация, например, в Москве – регионе, который большинство аналитиков называет первым кандидатом на повышение тарифов.
"Мегафон" - единственный из операторов "большой тройки" завершил коренную модернизацию "сравнительно недавно" – в первой половине 2005 г. "Вымпелком" менял состав оборудования на московской сети еще раньше и не кардинально, а МТС уверенно пользуется построенной сетью еще с незапямятных времен, плавно внедряя различные новшества. Учитывая отсутствие прогресса в получении частот на 3G в городе, да и общую неактуальность передовых услуг в непростое время, можно смело сделать вывод, что разорительных "потерь" нет, а имеет место снижение прибыли, вызванное спадом экономической активности. Да и большинство операторов успели развернуть по стране сети 3G в прошлом году, делая это исключительно для удовлетворения лицензионных требований. Данная ситуация в целом справедлива и для большинства регионов, где действует "большая тройка".
Существенным бременем могут быть затраты на капитальное строительство при развертывании сети или их модернизации
Более того, возможно дальнейшее повышение эффективности деятельности операторов за счет отказа или временной отсрочки некритических проектов, улучшения внутренней эффективности, используя запасы "тучных лет", использования энергосберегающих технологий. Все это позволит поддерживать не только операционную деятельность, но и прибыль на стабильном уровне.
Таким образом, никаких реальных предпосылок для повышения тарифов, кроме желания операторов увеличить прибыль за счет пользователей для закрытия предыдущих просчетов в стратегии, нет. Однако ситуация вполне прогнозируема. Ведь абонентам, ценящим свой номер, особо пойти некуда. А именно эти абоненты и приносят больщую часть дохода операторам. Это именно они, те самые 20%, которые приносят 80% бизнеса.
В плену олигополий
Несмотря на падение курса фунта стерлингов на 30% по отношению к американскому доллару, трудно представить, чтобы ведущий британский оператор Vodafone заявил о повышении тарифов на 25-40%. А для аутсайдера рынка Hutchinson подобное заявление стало бы равносильно объявлению о преднамеренном банкротстве - ведь большинство абонентов мгновенно воспользовалось бы услугой "переноса" номера MNP и перешло к конкурентам.