Разделы

Телеком Мобильная связь

Мобильный биллинг: пойдет ли Россия по пути Европы?

В условиях перенасыщения рынка сотовой связи операторам представляется возможным увеличивать свои доходы за счет предоставления дополнительных услуг. Среди них достаточно новый для российского пользователя сервис - платеж с мобильного телефона. В Европе уже существует устоявшаяся система мобильной коммерции. Приживется ли она в России? Что ждет рынок в будущем?

Альтернативой этому способу оплаты является биллинг за счет "premium rate SMS", использующийся до сих пор в ряде стран (включая и Россию). В этом случае пользователю нужно отправлять SMS-сообщение на короткий номер провайдера услуги, который, соответственно, перечисляет денежные средства непосредственно продавцу товара или услуги, удерживая, естественно, свое комиссионное вознаграждение (30-50% от стоимости SMS). Более того, эта схема менее прозрачна, чем вариант c субсчетами.

Еще один способ оплаты товаров и услуг с помощью мобильного телефона – это Interactive Voice Response (IVR), то есть оплата голосовым вызовом. Для осуществления такого платежа необходимо позвонить со своего телефона на определенный номер и оставаться на линии определенное количество времени, чтобы с абонентского счета произошло списание денежных средств. Комиссия провайдеру сопоставима с предыдущим вариантом и составляет 40-50%.

По мнению экспертов телекоммуникационной отрасли, маловероятно, что российский рынок мобильных платежей пойдет по модели стран Евросоюза. Причины этого – высокие комиссионные отчисления при использовании "премиум-SMS" (максимально возможная стоимость его в России равна 170 рублям, из которых 30-50% "уходят" оператору) и юридические сложности с "привязыванием" второго дополнительного счета к основному счету абонента. Николай Ионкин считает, что рынок премиум-SMS в России уже близок к насыщению. По мнению Сергея Тулаева, руководителя партнерской программы i-Free, наиболее перспективной для России технологией станет интеграция платежных систем с мобильными терминалами. По мнению игроков рынка, такие решения по-прежнему будут иметь сложности в юридическом плане еще долгое время. По-видимому, основная проблема состоит в том, что нужно создать такой набор правил для универсальной платежной системы, чтобы ее пользователь понимал, сколько и за что он платит и насколько он защищен. Кроме того, использование биллинга существующих платежных систем создает дополнительную нагрузку на сотовый трафик, так как телефон передает и принимает данные по каналам WAP или GPRS.

С появлением с 2009 года возможности оплаты проезда в метрополитене в Москве при помощи мобильного телефона рынок мобильных платежей может измениться. Технология бесконтактной передачи данных на ультракороткие расстояния без задействования интернет-соединения (NFC), которая, как ожидается, будет использоваться в Московском метрополитене, будет стимулировать появление терминалов, оснащенных NFC. Стоимость внедрения такого оборудования невелика – в пределах 50-200 долларов – и зависит от функциональности платежного устройства. Так, в таких автоматах считыватели будут не только принимать входящую информацию с сотового телефона, но и передавать, например, таргетированную рекламу или другие нефинансовые бонусы. Но вместе с тем, хотя и "NFC сокращает время, но это только технология, а полноценная платежная система должна иметь продуманный набор правил. В то же время, по мнению Эльдара Муртазина, аналитика Mobile Research Group, "российский рынок платежей пойдет по европейской схеме, когда операторы по сути осуществляют роль банков для микроплатежей, но их услуги стоят почти в 2 раза дороже тех, что приняты на рынке (3% комиссии в банкоматах)".

Перспективы рынка

Все опрошенные CNews участники и аналитики рынка с оптимизмом смотрят в будущее. Аналитики предполагают, что в ближайшее время рынок мобильных платежей будет развиваться по двум сценариям. Первый - "естественный". Его придерживаются Алексей Лосев, Сергей Тулаев, Наиля Замашкина. Общее в их суждениях – достаточно сдержанное отношение к перспективам появления сетей "третьего поколения" в России по причине недостаточной проработанности бизнес-моделей для использования потенциала таких сетей для потребителя. Так, Алексей Лосев приводит в пример низкую популярность условно безлимитных (flat-rate) тарифных планов для доступа в интернет с мобильного телефона в ночное время, которые в качестве эксперимента запустили сотовые операторы. "Поэтому оценивать будущий оборот рынка невозможно, он находится в прямой зависимости от скорости распространения интернета в нашей стране, но в большей степени – от законодательного урегулирования вопросов мобильных платежей", - заключает господин Лосев. Сергей Тулаев более точен в оценках: "широкое распространение 3G-услуг и 3G-терминалов не вызовет прорыва на рынке микроплатежей – во всяком случае, на первом этапе, то есть в ближайшие два-три года. Пока не вполне понятно, какие бизнес-модели будут реализованы для специфических возможностей 3G, а также не ясно, насколько быстро произойдет обновление парка телефонов. Эти два фактора весьма существенны для развития рынка". Наиля Замашкина вообще не видит связи между появлением 3G и развитием рынка, тем не менее, подчеркивая, что появление 3G может создать дополнительные use-case для применения оплаты товаров и услуг с мобильного телефона. Оборот рынка в 2008 году по этому сценарию составит около 150-200 млн долларов.

Другая часть аналитиков придерживается "позитивного" сценария развития. По мнению Александра Богдашева, аналитика фонда "Маршалл Капитал", основной рост рынка VAS-услуг произойдет в мобильной коммерции - за счет продолжающейся агрегации и за счет роста мобильных платежей. Сходную точку зрения высказал и Денис Кусков. Он предположил, что в ближайшей перспективе доля развлекательного контента будет снижаться, и его место будет занимать информационно-заказные услуги, такие как, оплата покупок, услуг, штрафов посредством сотового телефона. Некоторые представители крупных платежных систем связывают рост доли мобильных платежей с внедрением сетей 3G, что, по их мнению, будет стимулировать аудиторию на подписку на новые сервисы и покупку новых мобильных телефонов. Так, Николай Ионкин считает, что вместе с 3G появится полноценная возможность реализовать "мобильную витрину", когда абонент сотовой связи сможет не только оплатить, но и выбрать товар или услугу непосредственно на экране своего мобильного телефона. Александра Высочкина, директор по маркетингу и PR "Группы e-port", уверена, что "внедрение сетей нового поколения должно положительно сказаться на развитии и популяризации мобильных платежей, в первую очередь, потому, что многофункциональность 3G "приучит" пользователей относиться к мобильному телефону не только как к средству связи. В этом случае и совершение платежей с помощью мобильного телефона будет восприниматься пользователями как обычное действие, а не некая экзотика". По мнению этой группы аналитиков, рынок мобильных платежей вырастет на 200-250% в 2008 году и достигнет 800 млн долларов к 2011 году.

Михаил Демидов