Разделы

Телеком

Новое телевидение: время больших перемен

Новый технологический виток в развитии телекоммуникаций кардинально изменит облик рынков связи, медиа и рекламы. От многих вещей, которые кажутся нам сегодня вечными, уже лет через десять не останется и следа. Главным возмутителем спокойствия становится IPTV. Сегодня мы предлагаем краткую версию статьи, опубликованной в ноябрьском номере журнала CNews.

Ящик, будь amigo

Трансляция видеосигнала по интернет-протоколу (IP) позволит разработчикам нового телевидения «смешивать» его с другими данными, которые давно передаются по сети - прежде всего с голосом и текстом. Пожалуй, дальше всех в разработке подобных миксов продвинулись в Alcatel. Решение AmigoTV позволяет телезрителям обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени с другими пользователями. Система дружественного телевидения сообщает о поступившем телефонном звонке, который можно перевести на стационарный или мобильный терминал или же вести разговор, используя видео-телефонию.

Главную - создавать собственные видео-каналы и получать доступ к библиотекам сообщества - разработчики Alcatel выделили в продукт MyOwnTV. На практике канал включается в меню наряду с остальными телевизионными каналами, и доступ к нему обеспечивается все с того же обычного пульта. Разработчики скромно позиционируют личные каналы граждан для трансляции домашнего видео и фото, хотя, понятно, что потенциал таких «забав» может быть куда более значимым.

Pict-3

Обмен текстовыми сообщения войдет в будни телевидения

Оба сервиса могут включать доступ к платному контенту, и для удобства пользователей предполагается прозрачная биллинговая система. Информация о платежах выводится в одном из разделов меню телевизора. Благодаря доступному интерфейсу подписка на телеканал или иной вид сервисов на короткие промежутки времени (неделя, день) должна быть удобной.

Лидеры в технологиях IPTV

В силу того, что IPTV опирается, прежде всего, на технологии широкополосного доступа, лидерами в разработке решений для «четвертого телевидения» выступают компании, имеющие наиболее крепкие позиции именно в этом сегменте. По данным Dell’Oro на 2 квартал 2005 года, главным игроком на мировом рынке оборудования для скоростного доступа является французская кампания Alcatel (32,3%), следом за которой идет китайская компания Huawei (13,2%).

План для операторов

Форум технологий широкополосного доступа, прошедший в октябре в Мадриде, продемонстрировал высокий интерес разработчиков к идее нового телевидения. На стендах поставщиков телекоммуникационного оборудования исправно работали условные меню с условным IPTV. Нам довелось пощелкать пультом и, как посетители выставки, мы остались полностью удовлетворены. Но между экспозицией и реальным IP-эфиром, «вещающим» на массовую аудиторию, лежит поле огромных усилий операторов. Как быстро они сумеют привлечь необходимые средства для инвестиций в инфраструктуру?

Pict-1

Собственный канал может быть пригоден для домашнего видео

Проходят годы, но огромные затраты телекомов на развитие сетей мобильной связи третьего поколения пока так и не окупились. В России дело до сих пор не дошло до нормального лицензирования этой сферы услуг. Как быстро операторы смогут найти удачную бизнес-схему, учитывающую помимо их собственных целей, интересы рекламодателей и возможности зрителей?

Масштаб требований к надежности инфраструктуры IPTV обуславливает и масштаб проблем, которые требуют своего решения. Прежде всего, речь идет о безопасности. IP-сети традиционно являются не самым защищенным фундаментом: атаки DoS на уровне сетевых узлов и на пользовательском уровне, лавины «мусорного» трафика, неаутентифицированный пользовательский трафик. Отдельная тема — кража услуг и конфиденциальной информации, а также защита прав интеллектуальной собственности.

Место России

В мире ситуация с проникновением услуг широкополосного доступа в интернет и платного телевидения неравномерная. Россия относится к группе стран с низким проникновением обеих услуг.

Проникновение услуг широкополосного интернета и платного ТВ в мире

Dia

Источник: TeliaSonera

Сегодня в мире насчитывается 14 компаний, которые имеют более 100 тыс. подписчиков на услуги IPTV. Среди них Chunghwa Telecom, Fast Web, China Telecom, Bell South, KDDI, TeliaSonera, Telefonica, France Telecom. Единственным отечественным оператором, развивающим направление платного телевидения на основе сетей широкополосного доступа, является «МТУ-Интел». Между тем, сервис «Стрим ТВ» нельзя характеризовать как полноценный проект IPTV. Речь пока идет только об услугах передачи данных через высокоскоростные ADSL-соединения. По словам представителей компании, за несколько месяцев удалось привлечь несколько тысяч подписчиков в Москве.

Как говорит, Виктор Белов, директор по техническому развитию «МТУ-Интел», темпы роста абонентов компанию вполне устраивают — они в два раза перекрывают запланированные ранее показатели. Средний ежемесячный доход с одного пользователя (ARPU) услуг «Стрим ТВ» находится на уровне не ниже запланированных $ 18, а имеющаяся инфраструктура компании позволяет расширить число активных пользователей до 100 тысяч. Подключиться к системе может любой из 175 тыс. абонентов канала «Стрим». В потенциале доступ к сервису доступен всем 4 млн. абонентов МГТС.

Между тем, потенциал четвертого телевидения не может не манить провайдеров, прибыльность бизнеса которых напрямую зависит от величины расходов абонентов. Последний показатель неуклонно снижается, и для его роста постоянно нужны новые привлекательные сервисы. Судьба местной и международной телефонии как бизнеса уже сегодня поставлена под удар быстро развивающимися бесплатными IP-сервисами. В Европе средний размер доходов от предоставления услуг высокоскоростного интернета не поднимается выше 30 евро на абонента. По данным Alcatel, видео-сервисы, уже запущенные провайдерами по схеме Triple Play, увеличивают платежи абонентов в 2-3 раза. В случае успешной реализации, IPTV способно стать стратегическим ресурсом, коммерческий потенциал которого можно развивать долгое время.

Сказать определенно, когда IPTV станет повседневностью в России, где уровень цифровизации обычных АТС до сих пор не превышает 30 %, довольно сложно. Но сама идея кажется крайне привлекательной для абонентов, и именно это делает ее жизнеспособной.

Максим Казак / CNews