Разделы

Телеком

Первый рейтинг: 20 самых богатых связистов России

Впервые в России эксперты издания CNews подготовили рейтинг самых состоятельных людей отечественного рынка связи. Полная таблица рейтинга с указанием стоимости телекоммуникационного бизнеса действующих лиц будет опубликована в декабрьском номере журнала CNews . Сегодня мы публикуем в алфавитном порядке только их краткие биографии, дающие представление о механизмах успеха в отечественной отрасли связи.

Евгений Новицкий

Евгений Новицкий начинал свою бизнес-карьеру в корпорации ИВК, владевшей знаменитым электронным заводом “Квант”. А в 1995 году Новицкий ушел в АФК “Система” (владеет 3,2% акционерного капитала), став президентом холдинга и правой рукой Владимира Евтушенкова. В прошлом же году, перед выходом “Системы” на IPO, холдинг решил возглавить сам Евтушенков, тогда как Новицкий занял кресло председателя совета директоров. Что же касается завода “Квант”, то недавно, после длительного корпоративного противостояния, “Система” сумела вытеснить ИВК с данного предприятия.

Майкл Норт

“Ты будешь моим лучшим другом всю жизнь, потому что ты знаешь обо мне слишком много”, - подобные слова Джеффри Гальмонд вполне мог бы адресовать своей правой руке - Майклу Норту. Когда в 1996-м Гальмонд с использованием запутанной схемы купил у государственной “Петербургской телефонной сети” контрольный пакет акций холдинга “Телекоминвест”, он не захотел “светиться” в качестве его владельца. Роль номинального держателя – то есть прикрытия для Гальмонда – согласился взять на себя немецкий Commerzbank. А через некоторое время вице-президентом Commerzbank по странам Восточной Европы (то есть ответственным, в том числе, и за работу с Гальмондом) стал Майкл Норт.

Российский телекоммуникационный рынок так увлек Норта, что он, по словам его бывшего сотрудника Видиа Шарма, стал совмещать работу в Commerzbank с работой на Гальмонда. А в 2001 году Норт покинул Commerzbamk, после чего Гальмонд создал специально под него компанию EuroKapital, занявшуюся консалтингом для “питерской” группы связистов. Между прочим, ради этого Гальмонд даже отказался от услуг своих российских консультантов из “Гамма-групп”. Также Норту принадлежат пакеты акций (от 3% до 5%) в инвестиционных фондах «питерской» группы. В общем, у Норта все было хорошо вплоть до лета 2005 года, когда немецкая прокуратура заподозрила Commerzbank в отмывании денег, незаконно выведенных из российского телекома. Главным же подозреваемым в этом деле является Норт.

Анастасия Оситис

Единственную женщину – участницу рейтинга CNews Анастасию Оситис коллеги по отрасли называют не иначе как “железная леди”. Заведуя в советское время спецсвязью в МГТС, в начале 90-х Оситис сумела выделить соответствующие сети в отдельное предприятие АСВТ, приватизацию которого она впоследствии успешно провела. Но главный вклад, который Оситис внесла в становление российских телекоммуникаций – это компания МТС, одним из учредителей которого выступила АСВТ.

Однако в 1996 году выяснилось, что денег на дальнейшее развитие МТС у АСВТ нет, и Оситис вышла из проекта, фактически за бесценок продав АФК “Система” большую часть своих акций МТС, оставив за собой лишь 1,5%. Взамен “Система” защитила ее от “Русской телефонной компании” - структуры, пытавшейся отобрать у Оситис само АСВТ. А в этом году, то есть почти через десять лет после этих событий, Оситис решила судиться с “Системой”. Она утверждает, что “Система” принудила ее отдать МТС и требует выплаты ей компенсацию в размере 50 млрд. руб.

Борис Скворцов

Председатель совета директоров сотового оператора СМАРТС Борис Скворцов все время шел “бок о бок” с гендиректором этой компании Геннадием Кирюшиным. Первому принадлежит 14,9% акций СМАРТС. Кирюшину, вместе с его детьми принадлежит контрольный пакет акций этого крупного регионального оператора. Однако сейчас для СМАРТС настал переломный момент: недружественное поглощение оператора намеревается осуществить финансово-промышленная группа “Сигма”. Во многом исход данного противостояния будет зависеть от позиции Скворцова. И хотя г-н Кирюшин продолжает считать Скорвцова членом своей команды, глава “Сигмы” Павел Свирский любит напоминать о том, что “у Скворцова фамилия не Кирюшин”.

Глеб Фетисов

Глеб Фетисов получил известность после того, как во второй половине 90-х годов, будучи назначенным красноярским судом временным управляющим Ачинского глиноземного комбината, привел на это предприятие “Альфу”. Впоследствии Фетисов сам перешел на работу в структуры “Альфы”, возглавив инвестиционную компанию “Альфа-Эко”. А несколько лет назад г-н Фетисов вроде бы ушел из бизнеса и стал членом Совета Федерации. Но недоброжелатели говорят, что цель его пребывания в кресле сенатора – лоббирование интересов “Альфы”.

Так, г-н Фетисов боролся с вариантом закона “О связи”, который был предложен Минсвязи и который не понравился “Альфе”. Другой пример – проверка Счетной палатой холдинга “Связьинвест”, которая также проводилась в интересах “Альфы” и которую от лица Совета Федерации контролировал Фетисов. Обилие телекоммуникационных вопросов, с которыми работает Фетисов, привело к тому, что он, согласно официальной информации “Вымпелкома”, стал миноритарным акционером холдинга “Альфа-телеком”. Более того, участники рынка считали, что первое время после создания “Альфа-телеком” он был не только акционером, но еще и “серым кардиналом” этой структуры.

Михаил Фридман

Утро 5 августа 2003 года президент скандинавского телекоммуникационного гиганта TeliaSonera Андэрс Игэл запомнил надолго. Тогда в Стокгольм прилетел один из основателей “Мегафона” Леонид Рожецкин и попросил о встрече. Войдя в комнату для переговоров, Игэл неожиданно увидел сидящего рядом с Рожецкиным Михаила Фридмана, и поначалу совершенно не понимал, что он тут делает. Тогда г-н Игэл еще не знал, что именно этого человека он будет вынужден поминать недобрым словом на протяжении следующих, как минимум, двух лет.

Олигарх Михаил Фридман, пожалуй, самая скандальная личность в рейтинге CNews. За короткое время пребывания на рынке связи возглавляемая Фридманом “Альфа-групп”, в которой ему принадлежит 40% акций, сумела втянуться в конфликты почти со всеми (причем как с отечественными, так и иностранными) группами влияния в российском телекоме. Хотя в 80-е годы бизнес г-на Фридмана начинался довольно банально: сначала он торговал театральными билетами, потом – компьютерами. Затем появился “Альфа-банк”, который, в отличие от большинства своих конкурентов, на удивление спокойно пережил финансовый кризис 1998 года. А вот дальнейшие события, когда Фридман избрал тактику захвата прибыльных металлургических и нефтяных предприятий путем их банкротства, принесли “Альфе” довольно противоречивую репутацию.

Полученные же от своих сырьевых активов средства Фридман вложил в телекоммуникации, после чего российская отрасль связи потеряла спокойствие. Примечательно, что в большинстве корпоративных конфликтах, в которых замешана “Альфа-телеком” (телекоммуникационное подразделение “Альфа-групп”), закон находится не на ее стороне. Однако “Альфа” всегда находит то, за что можно “зацепиться”. Например, у “питерской” группы связистов есть опцион на приобретенные “Альфой” 25,1% акций “Мегафона”. Но “Альфа” отдавать “Мегафон” не собирается, объясняя суду свои действия тем, что активы “питерских” якобы принадлежат министру информационных технологий и связи Леониду Рейману, а это - противозаконно. Схожая тактика сложилась и с киргизским GSM-монополистом BiTel: свое желание “отобрать” эту компанию “Альфа” объясняет тем, что за ней стоит сын опального экс-президента республики Аскара Акаева Айдар.

Неудивительно, что после того, как Фридман нажил себе множество врагов, злые языки любят говорить о нем как о Ходорковском №2. Однако умение лоббировать свои интересы на политическом уровне - одно из главных составляющих успехов Фридмана и “Альфы”. Яркий пример: этим летом “Альфа-банк” распространил аналитический отчет, в которым наиболее благоприятным сценарием развития событий для российской экономики называлось сохранение за Владимиром Путиным президентского кресла на третий срок. Сразу после этого г-н Путин публично поддержал противоречивую сделку по покупке “Альфой” акций главного сотового оператора Турции Turkcell, а Федеральная служба безопасности обвинила конкурента “Альфы” - норвежский Telenor - в шпионской деятельности и не дала добро на увеличение им своей доли в “Вымпелкоме”. Только что стало известно, что г-н Фридмана избрали в состав нового российского органа власти – Общественную палату. Так что в ближайшем будущем за владельца “Альфы” беспокоиться не приходится.

Герман Хан

Герман Хан руководит ключевым активом “Альфа-групп” - нефтяной компанией ТНК-BP. Косвенно г-н является акционером активов группы в отрасли связи («Вымпелком», «Мегафон», «Голден телеком»). В нефтяной бизнес “Альфа” пришла в 1997 году, купив на приватизационном конкурсе акции “Тюменской нефтяной компании” (ТНК). Впоследствие “Альфа” “положила глаз” на “Сиданко” - нефтяной актив “ИнтерросаВладимира Потанина и британской BP. Длительная корпоративная война вокруг “Сиданко” привела к тому, что “Альфа” вместе с рядом своих российских партнеров продала половину акций ТНК британцам, которые, в свою очередь, объединили с ТНК свои российские активы. В результате образовался гигант ТНК-BP, на церемонии учреждения которого присутствовали президент России Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Тонни Блэр.

Правда, самому Хану после данного объединения пришлось потесниться: президентом ТНК-BP стал американец Роберт Дадли. Хану же пришлось отойти на второй план в компании, и теперь он, по собственному признанию, ощущает себя не владельцем, а просто наемным менеджером ТНК-BP.

Игорь Королев / CNews Analytics