Разделы

Телеком Мобильная связь

Рынок VAS в России: развлечения уступят место платежам

Рынок VAS (Value Added Services) - дополнительных услуг - в России является одним из самых быстрорастущих. Однако в начале 2008 года динамика несколько замедлилась. Причина – насыщенность отрасли развлекательным контентом, получаемым из интернета. В этой связи операторы вынуждены искать новые источники дохода. По мнению специалистов, к 2009 году одним из факторов роста рынка станут мобильные платежи.

По данным CNews Analytics, сейчас на рынке мобильного контента представлено порядка 130 компаний, лидирующая десятка которых образована по большей части путем слияний и поглощений более мелких фирм крупными контент- и сервис-провайдерами. Типичный пример – образование в конце 2007 года Solvo Media Group через слияние Solvo International, Jump и Nikita Mobile с целью создания крупного игрока на рынке VAS в России и СНГ, имеющего географическую и продуктовую диверсификацию.

На сегодняшний день аналитики предсказывают, что операторы поделят рынок с такими компаниями-агрегаторами. В течение 2008-2011 года на рынке останется только 20-25 компаний.

Несмотря на стойкую ассоциацию рынка VAS с мобильными развлечениями – играми, мультимедиа и интерактивными развлекательными сервисами, именно сам по себе мобильный контент составляет примерно 20-25% от общего объема рынка VAS в России.

Основные VAS провайдеры России

Провайдер Год основания Ключевые направления
ИММО (Информ-Мобил) 2000 мобильные платежи, мобильный банкинг, мобильный маркетинг, создание и поддержка социальных коммьюнити-ресурсов, дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
Infon 2001 производство и дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
i-Free 2001 мобильные платежи, мобильный банкинг, мобильный маркетинг, создание и поддержка социальных коммьюнити-ресурсов, производство и дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
SMS Media Solutions 2002 мобильный маркетинг, создание и поддержка социальных коммьюнити-ресурсов, медиаинтерактив
Next Media Group (Shamrock Games, Shamrock Technologies, PlayMobile, Next Media Entertainment, Promo Interactive) 2004 мобильный маркетинг, создание и поддержка социальных коммьюнити-ресурсов, дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
Авант-Мобайл 2004 мобильный маркетинг, производство и дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
PlayFon 2004 мобильный маркетинг, производство и дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
ИнКор 2005 создание и дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
ГДМ Групп (Gigafone) 2005 мобильный маркетинг, дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив
А1: Первый альтернативный контент-провайдер 2006 медиаинтерактив, производство и дистрибуция мобильного контента
Solvo Media Group (Solvo International, Jump и Nikita Mobile) 2007 мобильный маркетинг, создание и поддержка социальных коммьюнити-ресурсов, создание и дистрибуция мобильного контента, медиаинтерактив

Источник: CNews Analytics, 2008

В 2007 году, по данным ComNews Research, объем рынка дополнительных услуг в России и СНГ составил 4,4 млрд долл., в то время как сектор мобильного контента оценивался в 1,04 млрд долл. Основные источники роста прошлого года были связаны с так называемыми услугами кастомизации – продажей рингтонов, картинок и видеороликов, а также с различными информационными сервисами.

Распределение дохода VAS-провайдера

Источник: ГДМ Групп, 2008

По мнению Татьяны Гореликовой, руководителя группы маркетинговых коммуникаций Infon, мобильный контент в 2007 году стал важной и полноценной платформой для получения рекламной, познавательной и полезной информации - все больше сфер бизнеса готовы использовать для продвижения своего продукта, для контакта с потребителями, улучшения их лояльности к бренду мобильные сервисы.

Контент-провайдеры ждут 3G

Именно в прошлом году в России начались прямые инвестиции в развитие сетей "третьего поколения" (3G), с которыми контент-провайдеры связывают большие надежды. В настоящее время остается меньше года до запуска 3G-сети по всей России, и перед операторами стоят важные задачи изменения стратегии развития. По мнению Романенко Романа, коммерческого директора "Авант-Мобайл", игрокам рынка придется пересматривать свою платежную и тарификационную политику: дороговизна использования "тяжелого" контента (видео по запросу, музыкальные композиции) сдерживает темпы роста этого направления. Тем не менее, по оценке экспертов, именно рынок видеоконтента станет самым быстрорастущим в 2008 году - его объем составит 6 млрд долл., в то время как в 2007 году провайдеры выручили от продажи видео всего 1 млрд долл. Как полагает Дмитрий Сергеев, операционный директор холдинга Next Media Group, "интерес прямо закономерен - подавляющее большинство современных моделей выходит с поддержкой видео и чем больше охват терминалами, тем больше спрос на такого рода услуги".

Косвенно это доказывает то, что сотовые операторы будут готовы пойти на снижение стоимости мобильного интернета, но смогут заработать на предоставлении VAS нового поколения. К ним относятся мобильные социальные сети и мобильный маркетинг (включая рекламу). Gigafone иллюстрирует такую модель взаимодействия МТС с тремя операторами мобильного контента: Shamrock Games (мобильные блоги), "Информ-мобил" (мобильные чаты) и "Суп" (русский сектор Livejournal.com, порядка 1,3 млн пользователей). По данным из разных источников, МТС будет отдавать своим партнерам до 20% стоимости wap-трафика. "Если сотовые операторы начнут делиться wap-трафиком с контент-провайдерами, то рынок мобильного контента может вырасти на 80-100 млн долларов", - говорят представители компании.

В настоящее время операторы ШПД являются прямыми конкурентами контент-провайдеров, создавая отток потребителя в сторону относительно простого и недорого получения контента для мобильных устройств из интернета. В свою очередь, если операторы сотовой связи выйдут на этот рынок в качестве провайдеров беспроводного ШПД (например, на основе 3G или WiMAX), то затраченные инвестиции в развертывание сетей могут окупиться через продажу мобильного контента. Генеральный директор ИАА "Неделя сотовых технологий" Денис Кусков называет долю в 30-35% от числа всех абонентов сотовых сетей, кто будет пользоваться такими услугами. Таким образом, российские операторы связи готовят основу для развития рынка мобильной рекламы, существующего в Европе и Америке. Отношение сервис-провайдеров к мобильной рекламе неоднозначное. Так, по мнению Дмитрия Тимощенко, директора по маркетингу ИММО, ее доля невелика и составляет порядка 10%. В то же время, 20% выручки холдинга Next Media Group в 2007 году приходилось именно на мобильную рекламу.

Большинство опрошенных CNews провайдеров VAS высказались скептически в пользу появления альтернативы 3G в виде WiMAX. По мнению Александра Богдашина, аналитика фонда "Маршалл Капитал", при выходе сотовых операторов "третьего поколения" на рынок ШПД, операторы WiMAX, не успевшие развернуть свои сети в коммерческом варианте и не обеспечившие конкурентоспособное качество услуг, будут вынуждены уйти с рынка. Дмитрий Лучкин, руководитель отдела маркетинга сервис-провайдера "ИнКор", считает, что в противостоянии 3G и WiMAX победит тот, кто выйдет на рынок первым. На сегодняшний день большинство из контент- и сервис-провайдеров "следует" за операторами "большой тройки", делающих ставку на внедрение сетей "третьего поколения". В то же время "серой лошадкой" может стать технология EV-DO Rev.A, которую предлагает "СкайЛинк", - считает Денис Кусков. Но, вероятней всего, сегментирование технологий: WiMAX добьется успеха в корпоративном сегменте, по крайней мере, пока не будет запущена его мобильная версия, а 3G, вполне вероятно, будет востребован в частном сегменте.