Разделы

Телеком

Сотовый рынок на рубеже тысячелетий

Зима - время подводить итоги года и строить планы на будущее. Новости от фирм-производителей мобильных телефонов все чаще замелькали в прессе: новые модели телефонов, финансовые результаты деятельности... Ситуация на мировом сотовом рынке изменилась - возросшее число пользователей мобильной связи требует изменения маркетинговой стратегии компаний и вывода на рынок максимально дешевых и удобных моделей сотовых телефонов. Результаты продаж недорогих телефонов во многом и определили финансовые результаты производителей сотовых телефонов в 2000 году и их положение на рынке.

Крупнейший мировой производитель мобильных телефонов финская компания Nokia сохраняет лидирующие позиции на рынке и делает довольно оптимистичные прогнозы на будущее. По словам председателя Совета директоров компании Йорма Оллила (Jorma Ollila), в третьем квартале 2000 г. Nokia достигла очень высоких финансовых результатов и ее "видение рынка не изменилось", - то есть компания не намерена пересматривать прогнозы и планы на ближайшие годы.

В этом году, по оценкам экспертов финской компании, на мировом рынке мобильных телефонов будет продано более 400 млн. аппаратов. Прогноз на следующий год пока составляет около 550 млн. сотовых телефонов, а к 2002 году, как считают аналитики Nokia, емкость рынка вырастет до 1 млрд. штук!

В успехах Nokia, несомненно, большая заслуга маркетологов компании - гамма оборудования Nokia охватывает почти все сектора рынка мобильных телефонов, от дорогих аппаратов бизнес-класса до очень популярных недорогих моделей вроде Nokia 3210. Хорошая рекламная политика и мастерски созданных "стильный" имидж телефонов также способствовал постоянному и стабильному спросу на аппараты Nokia. Кстати, компания видимо продолжает делать ставки на сектор недорогих моделей - недавно появившаяся Nokia 3310, пришедшая на смену 3210, уже снискала популярность и заслуженный интерес.

Компания Alcatel не так давно начала усиленно развивать свой сотовый бизнес, однако, сделав ставку на столь востребованные на недорогие модели телефонов, еще сильнее укрепила свои позиции. Доля Alcatel на рынке Восточной Европы выросла с 10% в 1998 году до 17% в 1999 году. За это время для мобильных телефонов Alcatel открылся целый ряд новых национальных рынков, таких как рынок прибалтийских государств, России, Словакии, Молдовы, Хорватии, Болгарии, Казахстана и Украины. В 1999 году был отмечен рост продаж на рынках Чехии, Венгрии и Польши. С 2000 года компания Alcatel начала операции в Словении, Белоруссии, Азербайджане, Грузии, Македонии и Сербии. Представители компании сообщили, что по результатам работы за 2000 год доля рынка Alcatel должна достичь отметки в 18%.

Второй по величине мировой производителей телефонов, корпорация Motorola также показала довольно успешные финансовые результаты, но ее прогнозы оказались не столь оптимистичны, как у конкурентов. По мнению аналитиков Motorola, продажи мобильных телефонов на мировом рынке после стремительного роста будут неуклонно снижаться. Специалисты компании утверждают, что объем продаж мобильных аппаратов Motorola в 2001 году составит $525-575 млн., против $600-650 млн., как планировалось ранее.

Аутсайдером среди крупнейших производителей, к сожалению, стала шведская корпорация Ericsson. Эксперты шведской компании Ericsson пришли к выводу, что впервые в истории рынка радиотелефонов наступил кризис перепроизводства!

По мнению президента Ericsson Курта Хеллстрома (Kurt Hellstrom), признаки перепроизводства наблюдались уже в конце 3-го квартала 2000 года. Тогда предложение начало превышать спрос сначала в США, а в конце сентября - и в Европе. Подразделение Ericsson, занимающееся производством сотовых телефонов, завершило третий квартал с убытками в размере около 4,1 млрд. крон.

Поэтому, в связи со сложившейся ситуацией, совет директоров Ericsson утвердил программу "Назад к прибыльности", основной задачей которой стало улучшение финансовых показателей подразделения Ericsson Mobile Communications. Согласно документу, подразделение должно выйти на уровень рентабельности не позже 2-го кв. 2001 года, в рамках программы планируется снизить издержки на 10 млрд. крон в год, а также провести реструктуризации компании и, в частности, увеличить объем заказов на выпуск радиотелефонный техники, размещаемых у сторонних производителей.

Так, финская компания Elcoteq Network согласилась увеличить объемы поставок для Ericsson. Кроме того, корпорация заключила контракт с американской SCI Systems, которая будет производить для Ericsson широкий перечень радиотелефонного оборудования. Ericsson также намерена перенести заводы, выпускающие мобильные телефоны, из Швеции и США в Азию, Восточную Европу и Латинскую Америку. Освободившиеся в результате этой реструктуризации ресурсы планируется перепрофилировать под производство операторского оборудования для инфраструктуры сетей сотовой связи.

По словам президента Ericsson по потребительским продуктам Яна Вареби (Jan Wareby), в рамках реорганизации компании также отменен выпуск анонсированного ранее телефона T36 - Ericsson сосредоточит свои усилия на модели R520. Компания также представила новый телефон взамен быстро устаревающих популярных T-10 и T-18. Модель Ericsson T-20 с поддержкой WAP призвана укрепить позиции компании в секторе недорогих моделей. В подразделение потребительских продуктов были приняты на работу три новых менеджера - отвечающий за дизайн мобильных телефонов, специалист по закупкам и специалист по потребительскому рынку.

Несомненно, что на такую неблагоприятную ситуацию на сотовом рынке повлияли многие факторы: общий упадок рынка высоких технологий, постоянное падение индекса NASDAQ. В частности, согласно последним исследованиям, оборот рынка оборудования для оптических сетей в третьем квартале снизился на 7%.

Снижение прибыли многих телекоммуникационных операторов вынуждает их сокращать расходы на оборудование - страдают фирмы-производители. Растущий потребительский рынок также диктует условия снижения цен на услуги и на абонентские терминалы - опять снижение доходов у производителей оборудования. Оценивая такую ситуацию, можно даже с большой долей уверенности заявить, что фирмы больше не будут зарабатывать "легкие" деньги на производстве сотовых аппаратах, как это было на протяжении нескольких лет. Теперь в борьбе за покупателя придется приложить гораздо большие усилия - таковы законы рынка!

Однако, большинство компаний все же продолжают свое успешное развитие, в первую очередь благодаря гибкой маркетинговой политике, а также прилагая максимум усилий на новых, быстроразвивающихся сегменах рынка.

Практически все участники рынка телекоммуникаций желают захватить стратегически важные позиции в очень перспективных системах сотовой связи третьего поколения, что, несомненно, в очередной раз вызывает необходимость пересмотра бизнес-планов компаний и реорганизации производства. Возможно, что телекоммуникационный рынок даже немного "застыл" в ожидании 3G. Что будет дальше? Будем ждать новостей с "фронта" систем третьего поколения. Новые времена, новые технологии: новый бизнес?