Разделы

Телеком Цифровизация Бизнес-приложения

«Таттелеком» потратил на ERP миллион

В ходе внедрения «тяжелых» ИТ-систем, бюджет зачастую возрастает в несколько раз по сравнению с начальными оценками. Однако есть и позитивные примеры. Так, завершение проекта по переводу «Таттелекома», крупнейшего оператора связи Татарстана, на систему MBS Axapta показало, что запланированные затраты – около $1 млн. – удалось не превысить.

Выбор замены

Все началось с того, что используемая ранее в «Таттелекоме» система «Бэст-4» перестала удовлетворять потребностям предприятия. К 2003 году решение уже не позволяло вести единый учет в разрезе любого филиала и вида работ. Каждый филиал вел свою базу данных, которые затем объединялись в СУБД Access. Необходимость избавиться от лоскутной автоматизации требовала внедрения современной ERP-системы.

Вначале заказчик выбирал саму систему, затем — ее поставщика и интегратора проекта. Как рассказывают в «Таттелекоме», при выборе системы ключевыми являлись несколько факторов. ERP-решение должно было поддерживать работу многофилиальной компании, имеющей географически распределенные подразделения. Важным условием являлись серьезные аналитические возможности решения, наличие модуля бюджетирования для нужд отдела экономического анализа. Помимо Microsoft Axapta рассматривались такие системы, как «Парус», «Галактика» и «Бэст-5». В итоге руководство компании приняло решение о внедрении именно Microsoft Axapta.

Выбрав систему, «Таттелеком» в 2003 году провел тендер поставщиков. В нем участвовали как местные компании (например, ICL-КПО ВС), так и «общероссийские» интеграторы (Columbus IT Partner, «АНД Проджект» и др.). При выборе системного интегратора учитывалось наличие успешных проектов и тот уровень партнерства, который он занимает у вендора. По результатам тендера была выбрана компания «АНД Проджект». На выбор этой компании повлиял ее опыт успешных внедрений ERP-системы MBS Axapta на предприятиях телекоммуникационной отрасли, в том числе — в «Ростелекоме», «Ленсвязи», «Северо-Западном Телекоме» и «Корбине-Телеком», а также наличие у «АНД проджект» статуса «Золотой партнер Microsoft».

«Таттелеком» -  крупнейший оператор связи Татарстана
«Таттелеком» — крупнейший оператор связи Татарстана

Говоря об отраслевой специфике ERP-системы MBS Axapta, генеральный директор компании «АНД Проджект» Илья Пантелеев рассказал CNews, что это решение действительно подходит для отрасли связи в целом. Однако бизнес телеком-компаний различен — он может иметь различное территориальное распределение. «Например, Казанская городская телефонная сеть, которую мы недавно автоматизировали, предоставляет услуги местной фиксированной связи только в Казани и не имеет удаленных филиалов, — отметил г-н Пантелеев. — „Таттелеком“, напротив, имеет широкую сеть филиалов».

Однако у различных компаний связи есть немало общего. «Исходя из нашего предыдущего опыта, мы разработали для „Таттелекома“ решение, которое на 80% — является общеотраслевым, а на 20% — отражает специфику предприятия, — говорит Илья Пантелеев. — Если, например, у руководства „Ростелекома“ в ходе реализации проекта была потребность в автоматизации планирования движения только денежных средств, то в „Таттелекоме“ нам пришлось решать более широкие задачи: мы расширили блок бюджетирования, добавив функционал бюджетирования доходов и расходов на основе и денежных и натуральных показателей». Кроме того, по словам г-на Пантелеева, «АНД Проджект» в ходе проекта необходимо было учитывать и тот фактор, что «Таттелеком» не входит в «Связьинвест» (компании этого холдинга имеют унифицированный план счетов и единую бюджетную политику, а татарский оператор имеет собственные наработки в этой области).

«Трудоемкая» автоматизация

Ильгиз Азизов: Сумма контракта составила $900 тыс., при этом затраты на проект не были превышены
Ильгиз Азизов: Сумма контракта составила $900 тыс., при этом затраты на проект не были превышены

Проект по внедрению ERP-системы MBS Axapta стартовал в ноябре 2003 года и завершился в мае 2005 года. Внедрение системы проводилось в несколько этапов: обследование, настройка, обучение пользователей, подготовка к запуску, тестирование и тиражирование системы. Как рассказал руководитель группы внедрения, заместитель генерального директора «Таттелекома» по ИТ Ильгиз Азизов, вначале система была установлена в трех структурах холдинга — в головном офисе «Таттелекома», Казанской МТТС (междугородней телефонной и телеграфной станции) и в одном из филиалов компании — Нижнекамском зональном узле электросвязи (ЗУЭС). Настроив систему и обучив персонал, интегратор начал тиражировать решение на остальные филиалы — в Альметьевске, Арске, Бугульме, Буинске, Чистополе и Набережных Челнах.

В 4 квартале прошлого года была проведена тестовая эксплуатация системы в Нижнекамском ЗУЭС, которая, была признана заказчиком успешной. Бухгалтерский и финансовый отчет «Таттелекома» за 1 квартал 2005 года был полностью сформирован в новой системе.

В итоге в компании были внедрены модули «Основные средства», «Бухучет», «Кадры», а также два модуля, разработанных в «АНД Проджект» специально для «Таттелекома» — «Бюджетирование» и «Распределение затрат». Система автоматизировала управленческий, бухгалтерский и налоговый учет «Таттелекома». В системе ведется учет основных фондов и объектов капстроительства, расчетов с контрагентами, договоров, платежей, распределения затрат, закрытие счетов, ценных бумаг и финансовых вложений, зарплата и кадры, финансово-управленческая отчетность, бухгалтерский и налоговый учет. Организована совместная работа удаленных подразделений в единой информационной базе.

Говоря о финансовой стороне проекта, г-н Азизов отметил: «Сумма контракта составила $900 тыс., при этом затраты на проект не были превышены — мы планировали потратить в пределах $1 млн.». По его словам, соотношение затрат на лицензии и установку составило 50:50. В ходе проекта было автоматизировано 200 рабочих мест, на которых работают порядка 300 пользователей. Таким образом, стоимость автоматизации одного АРМ составила $4,5 тыс.«Таттелеком» в ближайшей перспективе не планирует расширения количества автоматизированных рабочих мест.

Одновременно с внедрением ERP-системы на предприятии была проведена замена серверного парка (на более мощные устройства НР), и частично — ПК. В совокупности с обновлением компьютерной техники, проект автоматизации обошелся «Таттелекому» приблизительно в $1 млн.

«Внедрение было очень трудоемким, и в этом была его основная сложность, — отметил г-н Азизов. — Вся тяжесть работы, легла именно на сотрудников первых трех отделений: бухгалтерам приходилось вести учет и в старой и в новой системах». По его словам, сотрудники осваивали Axapta в режиме дополнительной нагрузки, однако роптания и отказов от работы не было. Правда, по окончании внедрения новой системы количество операций на одного исполнителя увеличилось, но руководитель группы внедрения «Таттелекома» не стал комментировать причины возникновения этого негативного фактора.

Г-н Азизов так оценил результаты реализации проекта: «Основная цель внедрения — улучшение бизнеса предприятия — достигнута. Раньше каждый филиал вел свой баланс, их работа была непрозрачна. Сейчас бюджетирование, исполнение смет, планов по финансам, капвложениям стали прозрачны и контролируются на все 100%. Отчеты и анализ стало делать легче. Что мне понравилось больше всего — можно разложить данные вплоть до отдельных проводок».

Не только внедрить, но и освоить

По словам г-на Азизова, «Таттелеком» удовлетворен и системой, и работой подрядчика. Однако новую для заказчика систему нужно развивать, более полно используя уже внедренных модули и расширяя их возможности. «Руководству „Таттелекома“ еще предстоит осмыслить, как лучше управлять данной системой», — добавил руководитель группы внедрения.

Заместитель гендиректора «Таттелекома» по экономике и финансам Люзия Залялова, осуществлявшая контроль над внедрением с точки зрения постановки задач на бухгалтерский, финансовый учет и бюджетирование, оценила результаты проекта следующим образом: «В „Бэст-4“ не было модуля бюджетирования, сейчас он имеется. Нас радует и возможность ведения сметного финансирования». По ее словам все внедренные модули — от «Основных средств» до расчета зарплаты работают корректно. «В любой момент мы можем получить необходимую информацию от филиалов», — отметила она. «Если в налоговом законодательстве происходят изменения, то подрядчик осуществляет изменения в системе, причем делает это достаточно быстро. Если исправления нам по силам — мы делаем их сами», — добавила г-жа Залялова.

По словам менеджера группы внедрения со стороны «Таттелекома» Павла Мазуркевича, внедрение ERP-системы позволило оператору перейти на трехзвенную архитектуру ИТ-среды, состоящую из сервера базы данных, сервера приложений и клиентских устройств. Ранее, при работе в «Бэст-4» архитектура была двухзвенной и включала в себя сервер базы данных и клиентскую часть. Г-н Мазуркевич также отметил, что количество программных инструментов для проведения анализа структурированной информации увеличилось до 10.

Илья Пантелеев считает, что успех внедрения зависит не только от платформы: излишняя функциональность тормозит развития, а малой — не будет хватать. Главный фактор успешности проекта наличие именно отраслевого решения, конкретизации целей проекта, а также заинтересованность и активность его исполнителей и топ-менеджмента заказчика. Учет именно этих факторов при реализации проекта в «Таттелекоме» привел к его успешности.

Говоря о дальнейшем сотрудничестве с «Таттелекомом», Илья Пантелеев отметил, что сейчас компания продвигает автоматизированную систему ТОиР (технического обслуживания и ремонта) на базе IMaint от DP Solutions. «С нашей точки зрения, это решение также подходит для отрасли связи, — отметил гендиректор „АНД Проджект“. — Так что хочется надеяться, что наше взаимодействие с „Таттелекомом“ — как в плане развития текущего проекта, так и рамках создания новых решений — будет продолжено».

ERP в регионах: популярность растет

Министр информатизации и связи Татарстана Фарит Фазылзянов так оценил значение проекта и состояние этого рынка в республике: «Весь татарский бизнес — нефтяники, газовики, связисты — уже обладают ERP-системами или находятся в процессе их внедрения. „Неохваченным“ пока остается только КАМАЗ*». По его словам, при выборе автоматизированных систем бизнес республики чаще всего останавливается на продуктах SAP и MBS. Система Microsoft Axapta отличается прозрачностью, кроме того, ее мощности можно наращивать постепенно.

При этом малый и средний бизнес успешно использует и неплохие отечественные разработки. Министр отметил, что в последнее время поставщики ERP-систем реализуют в республике гибкую ценовую политику, тем самым становясь ближе к заказчикам. Говоря об окупаемости ERP-систем, г-н Фазылзянов отметил, что несмотря сложность оценки подобных внедрений с точки зрения возврата инвестиций, проект в «Таттелекоме» уже привел к повышению достоверности информации, уровня культуры менеджмента и управляемости предприятия. «С этой точки зрения можно утверждать, что проект уже окупился»,- отметил министр.

Рано Кравченко / CNews


*Примечание CNews: на отдельных предприятиях "КАМАЗа", в частности "КамАЗ-Дизель", "Завод микролитражных автомобилей", "Камский прессово-рамный завод", "КамАЗ-Металлургия", внедрены ERP-cистемы; единой информационной среды у предприятия нет.