Разделы

Телеком Бизнес SMB Мобильная связь Контент Навигация Кадры SMB Телеком

"Телеком Идея": как стартапы продавали себя МТС

В Высшей школе экономики (ВШЭ) прошел заключительный отбор участников организованного оператором МТС конкурса молодежных инновационных проектов в сфере телекоммуникаций "Телеком Идея". Из 156 проектов в финал вышли всего 18. Представление проектов-финалистов, длившееся почти целый день, дало возможность всем желающим увидеть, в каком состоянии сейчас находится то, что в отечественных СМИ принято называть "стартаперским движением".

Наиболее перспективная с точки зрения маркетинга из предполагаемых моделей продвижения пользовательского решения, которое сегодня готово на 70% и требует порядка 30 млн. руб. инвестиций, - следующая: пользователь берет в аренду комплекс простого в установке оборудования, подразумевающего самообслуживание, и платит за это порядка 300 рублей в мес., получая базовый функционал (датчик + сирена).

Расширить охранные возможности можно при помощи устройств с встроенным SIM-чипом. Информация с датчиков в этом случае передается по GPRS-каналу на сервера, поддерживающие облачную платформу FT Control. Ее задача - при необходимости отправлять сигналы для экстренных служб, предоставлять информацию самому пользователю, давать возможность управлять услугами, начислять платежи и пр.

"Висмарт" - интеллектуальное видеонаблюдение

Юрий Емельянов и Дмитрий Павлов вместе изложили идею, оформленную в виде проекта "Висмарт". Частным потребителям и малому бизнесу планируется предложить сервис интеллектуального видео-наблюдения, отправляющий оповещения наряду с данными, подлежащими архивации, на облачный сервис через канал 3G/4G. Абонентская плата, предположительно, составит от 450 рублей. Основной акцент делается на том, чтобы суметь сосредоточить весь функционал в едином устройстве, требующем от пользователя единственного умения – подключить его в розетку.


Подавляющее большинство стартаперов идет со своими проектами в крупные компании, такие как МТС, чтобы привлечь к себе внимание

Подобного рода проекты весьма чувствительны к стоимости передаваемого по сетям трафика, а их основатели с удовольствием услышали бы от МТС, которой они, как правило, хотят помочь расширить своими сервисами клиентскую базу, что данный вопрос можно решить в их пользу.

YoMoyo нацелился на миллиард

Те, кто потребляет мало трафика, тоже ищут инвестиций и поддержки у МТС, примером чему может служить проект YoMoyo, предлагающий автоматизировать учет водоснабжения.

Только в Москве счетчики воды установлены в 3,5 млн квартир, в месяц на них можно заработать, по оценке стартапа YoMoyo, свыше 1 млрд. руб. "Комплект нашего оборудования на одну квартиру стоит порядка 1,9 тыс. руб. Датчики подключаются к домашней Wi-Fi сети и передают данные о водопотреблении на сайт в режиме on-line. Они могут работать в 2-х диапазонах. Потребляемый при этом трафик незначителен. Технологию и решения на ее основе можно продавать ДЕЗам. В России нами пока не было найдено ни одного аналога подобного рода устройств, способных без подзарядки работать в течение 3-х лет от обычных батареек", - сообщил руководитель проекта YoMoyo Эдуард Бобров. "Доработка и сертификации решения потребует порядка 40 млн. руб., проект может окупиться всего за несколько лет, даже при использовании в пределах одного города. Тестирование в настоящее время проводится примерно в десятке квартир в разных районах Москвы", - рассказал Алексей Сивидов, маркетолог проекта.

Intelica в помощь инженеру

Немало интересных предложений нашлось у стартаперов и для самой МТС. Большая часть из них прозвучала в рамках номинации конкурса "Инновационные технические решения для систем связи".

Например, компактное, мобильное и легкое АЦП-устройство может работать удаленно, на расстоянии до 250-ти метров, что дает возможность разместить его на радиовышках и в других труднодоступных местах. Контроль за радио-пространством можно будет осуществлять, находясь на земле, и пользуясь, например, ноутбуком с установленным на нем специализированным ПО. При помощи двух таких устройств можно сопоставлять эфирные сигналы и сигналы передатчика, выявлять неполадки и пр.

"В первую очередь, анализатор спектра реального времени Intelica интересен телекоммуникационным компаниям, таким как МТС," – подчеркнул руководитель нижегородского проекта Intelica.net, Андрей Парменов. Узкоспециализированный рынок достаточно плотно насыщен подобного рода устройствами и решениями, а у Intelica есть свои технические ограничения по диапазону частот и пр. В то же время, по совокупности своих технических и пользовательских характеристик, а также в силу относительно невысокой стоимости, решение весьма выигрышно смотрится на фоне конкурентов.

"Мы не ожидаем ажиотажного спроса, но, по мере возникновения конкретной проблемы, всегда готовы прийти на помощь. В ближайшие 3 года планируем оснастить 20 базовых станций и выручить при этом порядка 10 млн. рублей", - поделился планами докладчик.

Учеба как награда

Разнообразие проектов с трудом укладывалось в рамки конкурса, очерченные 4-мя номинациями. Например, стартаперы предложили потенциальным инвесторам всерьез подумать по поводу промышленной реализации технологии зарядки мобильных гаджетов беспроводным способом или же с применением портативных зарядных устройств на суперконденсаторах, накапливающих электроэнергию для мобильного устройства в течение одной или нескольких минут (проекты WIRA и "Технология плюс"). А затем, не давая жюри передохнуть, попросили поразмыслить над коммерческим использованием сервиса для оперативного отслеживания и анализа мнений пользователей всевозможных социальных сетей, высказанных ими в электронном виде (проект "Black Cat").

Евгения Казина из Ярославля рассказала, как при помощи МТС она планирует реализовать идею организации полезных и познавательных сервисов для индивидуальных туристов. Вячеслав Голубев придумал способ сбора достоверной информации для страховых компаний о фактической манере вождения автовладельца, для чего оказалось вполне достаточно обычного смартфона с акселерометром и специализированного ПО. Александр Варнавский из Рязанского радиотехнического госуниверситета предложил дополнить функционал стандартных смартфонов опцией измерения кожно-гальванической реакции и рядом других, что позволило бы оперативно отслеживать состояние здоровья его владельца.

Рассказ о возможностях адаптивной антенны нового поколения для сетей мобильной связи, сделанный фирмой "Технологии Геоскан", не только заинтересовал экспертов, но и побудил технического директора МТС Олега Свирского предложить руководителю проекта Игорю Сергееву выбрать любую из базовых станций для проведения полевых испытаний, причем представитель калужского венчурного фонда тут же пообещал выделить для этого необходимые деньги, при условии, что тестирование будет проведено в его регионе.

По окончании мероприятия эксперты сдали заполненные оценочные листы, которые помогут выявить 4-х окончательных победителей в каждой из номинаций, а также гарантировали, что одного из понравившихся им конкурсантов пригласят на обучение по управлению инновациями во ВШЭ. Итоги конкурса "Телеком Идея" будут объявлены в середине июля.

Антон Степанов / CNews