Разделы

Телеком Мобильная связь

Телеком-операторы ищут пути монетизации интернета

Не секрет, что популярные интернет-сервисы нередко подменяют собой некоторые телекоммуникационные услуги. При этом соперничать с интернетом проблематично, а потому умные операторы предпочитают взаимовыгодное сотрудничество. В условиях, когда «интернет вещей», BYOD и другие модные тенденции захватили планету, телеком-провайдеры просто вынуждены расширять комплект предлагаемых услуг и искать точки соприкосновения с интернет-бизнесом.

Повсеместная доступность интернета является информационным благом, однако больно бьет по карманам провайдеров в телекоммуникационной отрасли. Телефонные звонки теперь заменяют общением по Skype, а место SMS нередко занимают личные сообщения в социальных сетях или те же SMS, но отправленные с сайта телеком-оператора бесплатно. Кроме того, предустановленные в большинстве смартфонов wi-fi модули позволяют подключаться к открытым беспроводным сетям и таким образом снижать затраты на мобильный интернет. В сложившихся обстоятельствах телекоммуникационные операторы ищут новые пути для монетизации передачи данных через мобильный и фиксированный широкополосный доступ в интернет.

Компания МТС черпает вдохновение не только внутри, но и «извне» и уже в третий раз за последние годы провела конкурс молодежных инновационных проектов «Телеком Идея», являющийся частью программы по поддержке талантливой молодежи «Лифт в будущее» от АФК «Система». В финал конкурса попали 14 лучших телекоммуникационных проектов, авторы которых публично представили свои идеи перед экспертным советом. В процессе подготовки к финалу конкурсанты получили помощь менторов из Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, которые помогли участникам оценить рынок, проработать бизнес-модель и маркетинговую составляющую проектов, в том числе с позиции возможного сотрудничества с МТС.

Голодные игры

Дополнительную выгоду для телекоммуникационной отрасли может принести тесное сотрудничество с другими отраслями. Ресторанный бизнес — довольно неожиданная, но, как оказалось, вполне обоснованная ставка для увеличения оборота в телекоме. Не секрет, что посетители всевозможных кафе часто коротают время приготовления заказанного блюда в компании своего мобильного девайса. Однако слишком долгое ожидание заказа утомляет посетителей настолько, что они, возможно, захотят отправить гневную SMS руководству заведения — решили Петр Федченков и Руслан Саркисян, создатели CRM-системы Pingbox. Идея конкурсантов состоит в создании качественной двусторонней связи между представителями ресторанного бизнеса и клиентами. В большинстве заведений эту функцию пока фиктивно выполняет давно устаревшая «жалобная книга».

Телеком Идея 2013

Распределение проектов по номинациям:

  • Инновации в сервисе и контенте — 59
  • Инновационные технические решения для систем связи — 44
  • Инновации в программных продуктах — 38
  • Маркетинговые и управленческие инновации — 16
  • Виртуальный «Детский Мир» — 8
  • Мониторинг окружающей среды — 7

Авторы проекта предлагают размещать на столиках кафе или в их меню информеры с номером для SMS-сообщений. По этому номеру посетитель заведения сможет отправить короткое сообщение с отзывом, которое получит менеджер заведения. Он сможет мгновенное принять меры и ответить клиенту на сообщение, а благодаря встроенной в CRM-систему Pingbox бизнес-аналитике один специалист сможет контролировать качество сервиса сразу в нескольких заведениях ресторанной сети.

«Бизнес-аналитика в Pingbox позволяет менеджерам классифицировать и анализировать сообщения, а также контролировать работу сотрудников, что в условиях современных российских реалий является крайне востребованной и актуальной задачей», — утверждает автор проекта Петр Федченков. Система pingbox может работать в любом учреждении сферы услуг и существует не только на бумаге — в августе 2013 г., по словам авторов, эту систему планируют внедрить в офисах ВТБ24 в 18 субъектах федерации. Цена на сервис Pingbox начинается от 1200 руб. в месяц.

При этом мобильные девайсы в кафе стоит задействовать не только для отправки отзывов. Смартфон или планшет с доступом к интернету может превратить кафе практически в систему самообслуживания, однако с подносом за добавкой ходить не придется. Вячеслав Черников, представитель компании Geeky Corp и один из авторов проекта NFC Cafe, призывает не дожидаться официантку, а проявить самостоятельность: сканировать расположенную на столике заведения NFC-метку и попасть в электронное меню, заказ из которого отправится прямиком на терминал обслуживающего персонала. Сам сервис будет располагаться в облаке и может демонстрировать посетителям даже таблицу калорийности блюд или меню на другом языке, если того захочет ресторатор.

«Для ресторанов это обернется повышением качества и сокращением времени на обслуживание конкретного клиента, за счет чего увеличится проходимость заведения в часы пик и средний чек — так как людям будет проще «дозаказывать» блюда», — разъясняет Вячеслав Черников. Подобная информатизация сервисов в заведении обойдется рестораторам в 3-10$ за один столик в месяц.

Технологические новшества

Технологии в отрасли связи довольно быстро сменяют друг друга. Революционный когда-то Ethernet быстро прогрессировал в Fast, Gigabit, а затем и 10G Ethernet. А мобильная связь третьего поколения (3G), которая пока не охватила даже всю территорию России, уже неспешно уступает место LTE. Денис Урсол из Белгородского государственного национального исследовательского университета представил технологию SkyWave, которая призвана усовершенствовать передачу данных в беспроводных сетях любого типа — Wi-Fi, WiMAX, bluetooth, мобильных сетях и т.д.

Уникальность этой технологии состоит в новом принципе преобразовании передаваемой информации на основе собственных векторов субполосных матриц. Макет, демонстрирующий работу этой технологии, уже воссоздан в лабораторных условиях. SkyWave позволит увеличить дальность связи в 1,3 раза, сэкономить частотные ресурсы, повысить качество беспроводной связи и ее помехоустойчивость. «Данная система не имеет аналогов в мире, поскольку в ней заложен совершенно новый математический аппарат, который был разработан на кафедре НИУ «БелГУ», — утверждает Денис Урсол. Технология SkyWave уже запатентована и имеет 2 свидетельства программы для ЭВМ.

p>Бороться с помехами в беспроводных сетях призвана и разработка следующих инноваторов. Дмитрий Лопатин представил приемо-передающую направленную антенну на метаматериалах под названием W.IRA. Передатчик представляет собой узконаправленную антенну с фокусировкой материалов, а приемник — массив антенн на основе метаматериалов. Такие антенны, по задумке авторов, будут печататься наночастицами металла (меди и серебра) с использованием органических проводников — пентацена и полианилина.

Решения, предложенные участниками "Телеком Идеи", охватывают следующие области применения:

Эта технология позволит уменьшить размер антенны в 12 раз; снизить уровень сигнала, необходимого для стабильной передачи данных; создать узконаправленный сигнал со слабым рассеиванием, а также унифицировать антенны для разных типов беспроводных сетей. «Поскольку наши антенны очень чувствительны, то могу работать при более слабом сигнале. Мы также можем создать узконаправленный передатчик, рассеивание сигнала у которого будет значительно меньше, а потому его можно сделать менее мощным», — разъясняет Дмитрий Лопатин. Приемные антенны, созданные по этой технологии, могут использоваться в мобильных устройствах, RFID-метках, ГЛОНАСС/GPS-устройствах, а передающие пригодятся операторам сотовой связи и спутниковым провайдерам.

На благо общества

Телекоммуникационные сервисы должны плотно интегрироваться в жизнь людей — тогда они будут популярны. Социальные функции средств связи, например возможность оперативно узнать о самочувствии родственника или же определить местонахождение ребенка, важны настолько, что пользователи уже не задумываются о стоимости этих услуг. Прибыльность проекта Care4teen для телекоммуникационной отрасли является приятным побочным эффектом, в то время как основная цель это сервиса заключается в помощи ответственным родителям. Основатель проекта Александр Борисов отметил, что Care4teen — это родительский контроль нового поколения, построенный на социальном взаимодействии. Представленная программа позволяет блокировать нежелательный контент в интернете, а уж какой сайт является потенциально опасным — решает родительское голосование. Каждый родитель может проголосовать за запрет или же открытый доступ к ресурсу — блокировка произойдет автоматически, если голосов «против» будет больше, чем «за». Однако вкусы у всех разные, потому Care4teen позволяет родителям с похожими взглядами на жизнь объединяться в группы по интересам. Так, родители-атеисты смогут консолидироваться и, при желании, оградить своих детей от всех религиозных сайтов. В большинстве других программ родительского контроля «черные» и «белые» списки сайтов пока формирует робот.

Система позволяет не только защищать ребенка от потенциально опасной информации, но и своевременно контролировать его действия в интернете и на мобильном устройстве. «Наш сервис работает не только на PC, но и на Android- и iOS-девайсах. В одном кабинете (личном кабинете пользователя) родитель может увидеть звонки, sms, перемещения — всю информацию», — утверждает Александр Борисов. Возможно, столь клиентоориентированная система повысит сознательность родителей, 77% которых, согласно представленной автором статистике, пока вообще не используют каких-либо программ для контроля активности ребенка во «всемирной паутине».