Виртуальным мобильным операторам в России места нет?
Деятельность виртуальных сотовых операторов (Mobile Virtual Network Operator - MVNO) сейчас в России запрещена текущим законодательством. Однако это не единственное препятствие. Представители "большой тройки" заявляют, что лишних мощностей для деятельности MVNO у них нет. Тем не менее, СМАРТС, "Скай Линк" и некоторые наблюдатели уверены, что перспективы у виртуальных операторов в России есть.MVNO – это операторы сотовой связи, использующие существующую инфраструктуру другого оператора, но продающие услуги под собственной маркой. Таким образом, "виртуальный оператор" не тратит деньги на создание радиопередающей сети, а для осуществления своей деятельности покупает трафик у сотовых операторов, такими сетями располагающими. Обычно виртуальные операторы нацелены на охват тех сегментов рынка, которые недоступны крупным игрокам. В Европе в 2005 году количество абонентов MVNO достигло 13 млн.
В России деятельность "виртуальных операторов" осложняется отсутствием четкого правового регулирования данной сферы деятельности. По имеющейся информации, к 1 сентября Минсвязи должно было подготовить предложения по изменению нормативной правовой базы для обеспечения нормальной работы MVNO, но сейчас этот процесс откладывается.
Многие операторы фиксированной связи, предоставляя услуги FMC (Fixed Mobile Convergence), с помощью которых, получив номер от оператора, можно указать, в какой последовательности будет происходить переадресация звонков на этот номер (мобильнй, офисный, домашний и т.д.), заявляют, что тем самым они являются MVNO операторами. Это не совсем так, потому что при такой схеме не выкупается трафик сотового оператора
В России по моделям, наиболее близким к MVNO, работают "Евросеть" в Поволжье и "Матрикс телеком" в Москве и Московской области. "Большая тройка" против
Кент Макнили, вице-президент по маркетингу и продажам компании "Вымпелком", заявил в Петербурге, что запустить виртуального оператора в России труднее, чем в других частях света. Это связано не только с тем, что существуют законодательные ограничения, но и с емкостью существующих мощностей. "Операторы сотовой связи в США построили сети, которые на данный момент намного перекрывают их потребности. Иначе говоря, у них есть запас. И если кто-то приходит к ним и предлагает хорошую цену за его использование, то это разумное предложение. В России, к сожалению, ни у одного оператора нет избыточных мощностей в национальном масштабе", - заявил г-н Макнили.
В МТС согласны с такой оценкой вещей. "Мы считаем, что сотрудничество между сотовыми сетями и операторами MVNO должно осуществляться на взаимовыгодной основе, считает Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС. - В целом, поскольку российские операторы сотовой связи наращивали мощности по мере роста, избыточных мощностей у сотовых операторов на сегодня нет".
Солидарны с коллегами и в "Мегафоне". "На Западе виртуальные операторы появлялись там, где сети основных операторов имели большой запас емкости, который оказался невостребованным, - заявила CNews пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева. - В России ситуация иная, у нас нет сетей с такими резервами, чтобы было выгодно их продавать. Поэтому MVNO необходимо найти свою нишу". По словам г-жи Белашовой, такой нишей может быть создание виртуального оператора крупной корпорацией с разветвленной филиальной структурой и с численностью сотрудников в несколько тысяч человек. "В таком случае компания оказывает услуги только своим сотрудникам и получает существенную экономию на оплате услуг связи", - отмечает Марина Белашева.
"Скай Линк" видит перспективы MVNO в сервисах на основе передачи данных: "У нас сейчас очень активно увеличивается трафик передачи данных, и мы видим растущую потребность рынка в сервисах на основе этой услуги (например, с начала года по июль 2007 г. трафик передачи данных вырос почти вдвое - с 20 ТБ до 36 ТБ в месяц). В этой ситуации у MVNO есть возможность стать эффективным инструментом по продвижению на рынке современных сервисов на основе передачи данных",- рассказала CNews директор по связям с общественностью "Скай Линк" Ольга Пестерева.
"Евросеть" хочет стать национальным MVNO оператором
В России "Евросеть" работает по модели, близкой к модели MVNO-оператора. Так как сейчас российское законодательство не разрешает деятельность "виртуальных операторов", то ритейлер с марта этого года является агентом по продаже услуг поволжского оператора СМАРТС, но продает их под своим брендом. В компании рассчитывают на внедрение 3G для развертывания своей деятельности в национальном масштабе.
Для "Евросети" роль виртуального оператора - пробный шаг с заделом на будущее
Пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков рассказал CNews, что "виртуальные операторы в Европе стали появляться в преддверии развертывания 3G-сетей и набрали обороты, когда сети нового поколения уже были созданы". По его мнению, по такому же пути пойдет и российский рынок. "По мере развертывания 3G-сетей и к моменту принятия законодательных норм по MVNO, "Евросеть" будет иметь достаточный опыт для создания полноценного виртуального оператора. Как только в России будет создана законодательная база для существования MVNO, наша компания подаст заявку на получение лицензии", - заявил г-н Манджиков.
В СМАРТС считают, что на данный момент по всем основным вопросам сотрудничества с "Евросетью" достигнуто согласие, и этап отладки процесса взаимодействия входит в завершающую стадию. "Теперь проект MVNO будет активнее развиваться территориально, охватывая новые регионы присутствия СМАРТС, что скажется, соответственно, и на росте финансовых показателей проекта MVNO", - отметили в компании. В СМАРТС полагают, что проект MVNO с "Евросетью", в преддверии построения сетей третьего поколения, позволит оператору получить опыт построения и развития виртуальных сетей связи.
В компании отметили, что MVNO-проект практически не приносит прибыли, а является тестовым, на котором оттачиваются технологии. "В дальнейшем мы бы хотели создать полноценный национальный MVNO", - заявил CNews г-н Манджиков. В данный момент у "Евросети" 6,5 тыс. абонентов с ARPU $7,6.
Ближайший конкурент "Евросети" - "Связной" - в ближайшее время не планирует заниматься MVNO-бизнесом, но компания "присматривается к этому направлению", - сообщила CNews руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" Елена Ноготкова.
PR-менеджер "Диксис" Дмитрий Воробьев сообщил CNews, что, возможно, ритейлер будет развивать данное направление бизнеса, но только после того, как операторы будут готовы делиться трафиком и будет урегулирована законодательная база. "Говорить об эффективности действий по созданию собственного виртуального оператора пока рано. Новому игроку придется столкнуться с традиционными операторами, которые, безусловно, отреагируют активной позицией. Думаю, для "Евросети" это "пилотный" проект, результаты которого, впрочем, заинтересуют всех участников сотового рынка", - отметил г-н Воробьев.
У аналитиков разные взгляды на перспективы MVNO
Аналитик Денис Кусков не согласен с заявлениями большой тройки о нехватке мощностей для MVNO: "Если будет предложение, интересное по цене, то мощности появятся. Ведь сотовые операторы все равно подключают новых абонентов, поэтому им без разницы, куда будет уходить трафик – на новых абонентов или на операторов MVNO". По его мнению, в Европе, где рынок насыщен еще больше, чем в нашей стране, для виртуальных операторов нашлось место, поэтому оно найдется им и в России.