Разделы

Телеком Цифровизация Бизнес-приложения

VoiceXML — на смену WAP?

Ближайшие несколько лет, по мнению многих аналитиков, станут поворотными в развитии интернета. Кончается эра настольных компьютеров, наступает век беспроводных устройств. А это означает, что компании, разрабатывающие приложения и службы для интернет, должны менять свою политику. Акценты смещаются в сторону удовлетворения потребностей именно мобильных пользователей. Первой ласточкой стал WAP — Wireless Application Protocol, позволяющий получать информацию из Интернета на сотовый телефон и просматривать ее с помощью специального WAP-браузера.

Однако возможен и принципиально иной способ доставки пользователю информации из Сети. Это голосовые службы в интернете, позволяющие передавать команды голосом и получать информацию в виде речи. В этом случае пользователю не нужен компьютер с экраном, клавиатурой и мышкой, достаточно устройства, которое может подключаться к Сети и передавать и принимать голосовые данные (это вовсе не обязательно должен быть телефон). Строятся голосовые платформы и службы на основе стандарта VoiceXML (Voice eXtensible Markup Language — речевой расширенный язык разметки). Этот стандарт был разработан форумом VoiceXML Forum, образованным в марте прошлого года компаниями Motorola, IBM, AT&T и Lucent Technolgies. Сейчас форум поддерживает более 150 компаний. В марте этого года Консорциум World Wide Web (W3C) принял разработанную форумом первую версию нового языка VoiceXML 1.0. Таким образом, появился официальный стандарт для построения различных сервисов, позволяющих «озвучить» содержание Web-страниц и создавать интерактивные голосовые службы. Консорциум W3C намерен пойти дальше и создать на основе VoiceXML новый язык — язык диалоговой разметки страниц. В начале мая рабочая группа в составе консорциума, занимающаяся голосовыми браузерами, приняла VoiceXML 1.0. в качестве основы для создания DML — Dialog Markup Language.

На сегодняшний день несколько десятков компаний занимаются разработкой новых технологий доступа в Сеть на основе VoiceXML. Так, AT&T создала интернет-службу Unified Alerting, автоматически отбирающую из интернета информацию в соответствии с указаниями пользователя, и отправляющая ее в голосовом виде на указанный телефон. Пользователи службы могут получать доступ к сведениям из Web, из корпоративной сети и проверять электронную почту. Эта технология прошла опытную проверку внутри самой компании, предоставление коммерческих услуг планируется начать во второй половине текущего года (при наличии соответствующего спроса, разумеется). Другой основатель форума VoiceXML — Lucent Technolgies — разработала службу GeoWeb, предоставляющую владельцам мобильных телефонов доступ к ряду сайтов в Интернете. Операторы сотовых сетей планируют начать внедрение новых услуг осенью этого года.

Еще один пример возможности использования VoiceXML показала молодая интернет-компания InternetSpeech.Com. На ее сайте в настоящий момент открыта подписка на услуги службы netECHO, которая позволяет получать информацию из Сети с телефона. Пока количество услуг новой службы ограничено (можно получить доступ к порталу Yahoo!, службе Hotmail и некотрым другим сайтам). Управление осуществляется простым набором команд (например, “Yahoo” или “e-mail”). Система netECHO в ответ на запрос пользователя зачитывает вслух содержание нужной страницы.

А совсем недавно IBM объявила о том, что поддержка VoiceXML будет встроена в серверную технологию WebSphere, которая управляет действиями пользователей в интернете. Голосовые службы IBM позволят пользователям получать информацию о котировках ценных бумаг, погоде, расписания транспорта, а также делать покупки в интернете. Кроме того, интернет-компании могут создавать на базе новой технологии IBM информационные порталы, доступ к которым и получение информации будет осуществляться исключительно с помощью голоса.

Уже сейчас, всего через три месяца после принятия стандарта, примеров использования VoiceXML в Интернете (и не только) можно назвать довольно много. Так, в одном из американских университетов технология VoiceXML используется для учета времени прихода и ухода студентов. Вместо отметки в бумагах они просто произносят свое имя на входе и выходе. Система автоматически заносит в базу время, в которое пришел или ушел студент.

Перспективы новой технологии оцениваются очень высоко. Голосовые службы более органично вписываются в структуру традиционных телефонных сетей, чем имеющиеся на сегодняшний день технологии доступа в интернет. Гораздо более удобно давать команды голосом, чем набирать их, скажем, на сотовом телефоне с WAP-браузером. Конечно, в голосовых браузерах теряется наглядность представления информации, но большая часть тех сведений, которые необходимы пользователям (новости, погода, расписание самолетов и пр.) не требуют визуального представления. Если говорить о мобильных пользователях, вполне возможно, что через какое-то время WAP-телефоны будут вытеснены с рынка. Пользователям будет удобнее (да и дешевле) пользоваться обычным сотовым телефоном для доступа к необходимой информации. Думается, уже в ближайшие год-два можно будет наблюдать за борьбой двух технологий.