Разделы

Телеком Конференции Информационное общество Навигация

Второе рождение ГЛОНАСС не обходится без проблем

До недавнего времени российская навигационная система ГЛОНАСС использовалась исключительно в целях военных ведомств. Однако с принятием правительством РФ решения продвигать систему на потребительском рынке, она пережила второе рождение: сформировались новые цели, появились интересные векторы развития. Не обошлось и без проблем. Пути устранения некоторых из них обсуждались на конференции "ГЛОНАСС-решения: в госструктурах и бизнесе", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

Александр Молдаванов: «У ГЛОНАСС есть все шансы вытеснить GPS на отечественном рынке навигационных услуг»

CNews: Какие отрасли экономики видятся вам наиболее перспективными с точки зрения применения ГЛОНАСС?

Александр Молдаванов: ГЛОНАСС представляет собой один из немногих действительно успешных высокотехнологичных проектов с точки зрения потенциала коммерциализации. ГЛОНАСС может найти применение практически во всех отраслях экономики, где важно обеспечить контроль и эффективное управление транспортными ресурсами, – например, в сельском хозяйстве, ЖКХ, торговле, строительстве. Но в первую очередь, ГЛОНАСС востребован в транспортной отрасли, которая включает в себя широкий спектр различных видов транспорта и транспортно-логистических услуг - от грузовых перевозок до служб такси и проката автомобилей.

Еще одно перспективное направление – использование ГЛОНАСС в качестве одного из ключевых элементов при построении комплексных систем мониторинга, управления и безопасности в масштабе города и региона. Главное на данном этапе - обеспечить конкурентоспособность российской технологии.

Александр Молдаванов, президент консорциума ATGroup.
Александр Молдаванов, президент консорциума ATGroup.

CNews: Насколько существенно изменился спрос на ГЛОНАСС-системы за последний год, в частности после инициатив государства об обязательном оснащении навигационным оборудованием транспортных средств?

Александр Молдаванов:В 2010 году рост спроса на системы мониторинга на базе ГЛОНАСС, по оценкам различных экспертов, составил 10 - 40 раз. Положительная динамика была достигнута в основном за счет госзаказа, крупных отраслевых предприятий, которые оснащали от нескольких сотен до тысяч бортов, транспортно-логистических компаний с собственным автопарком.

Безусловно, для полномасштабного внедрения технологий ГЛОНАСС очень важны инициативы государства. Введение санкций за отсутствие на коммерческом и спецтранспорте оборудования ГЛОНАСС является мощным стимулом для увеличения спроса. Исходя из потенциала российского рынка коммерческого автотранспорта, который сегодня составляет порядка 9-10 млн транспортных средств, можно спрогнозировать, что спрос на ГЛОНАСС-системы в ближайшее время может увеличиться до 100 раз.

Но для полномасштабного внедрения ГЛОНАСС только законодательных инициатив и штрафов недостаточно. Необходимы рыночные меры стимулирования спроса, в первую очередь – конкурентоспособная цена на оборудование. Если эта цель будет достигнута, то у ГЛОНАСС есть все шансы вытеснить GPS на отечественном рынке навигационных услуг.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, могут быть востребованы российским рынком мультисистемные устройства с поддержкой не только ГЛОНАСС и GPS, но и китайской «Компасс» или японской QZSS?

Александр Молдаванов: Технологический уровень ГЛОНАСС и GPS примерно одинаков, тогда как развертывание остальных систем далеко от завершения. Поэтому на настоящий момент уместно говорить о востребованности и коммерческом будущем двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, удваивающих количество одновременно доступных для пользователя спутников. Подобные устройства востребованы в тех секторах промышленности и экономики, где важна наивысшая точность позиционирования. Есть спрос и со стороны автомобилистов, заинтересованных в надежности определения координат в различных географических условиях. Так, например, в северных широтах ГЛОНАСС работает лучше.

Кроме того, не стоит забывать, что GPS – система, зависимая от воли другого государства. В контексте национальной и общественной безопасности альтернативы быть не может – необходимо использовать только ГЛОНАСС и специализированные отечественные разработки.

CNews: Какие новые возможности появляются в связи с использованием систем мониторинга и безопасности объектов транспорта на базе ГЛОНАСС?

Александр Молдаванов: Решения на базе ГЛОНАСС открывают широкие возможности как для государства, так и для бизнеса. В коммерческом сегменте внедрение технологий ГЛОНАСС для мониторинга и управления автопарком дает ощутимый экономический эффект, позволяя значительно сократить эксплуатационные издержки и оптимизировать бизнес-процессы. На базе спутниковых систем мониторинга возможно предоставление широкого спектра охранно-поисковых и навигационно-информационных сервисов, что позволяет предотвращать угоны автотранспорта, обеспечивать сохранность грузов и безопасность и комфорт водителя в пути.

С точки зрения государственных приоритетов существует несколько направлений использования ГЛОНАСС. В первую очередь, это федеральный проект «Эра ГЛОНАСС», цель которого - повышение безопасности на дорогах России за счет максимально оперативного реагирования на дорожно-транспортные происшествия. Еще одно направление - создание интеллектуальных транспортных систем. В этой связи навигационное оборудование, которым будут оснащаться транспортные средства, открывает возможности для решения главной проблемы больших городов – снижения нагрузки на транспортные артерии и уменьшения количества ДТП. И третье – это системы управления силами и средствами в интересах органов власти и экстренных служб.

CNews: Спасибо.