Разделы

Телеком ИТ в торговле

Снижение цен позволило рознице МТС увеличить выручку от продажи смартфонов и планшетов и превзойти динамику рынка

МТС объявила о росте продаж в России дорогих смартфонов во втором квартале 2015 г. Снижение цен на флагманскую и премиальную линейку интернет-гаджетов позволило рознице МТС во втором квартале 2015 г. привлечь покупателей дорогих гаджетов и увеличить выручку от продажи смартфонов на 34% в сравнении с первым кварталом 2015 г. и на 40% в сравнении со вторым кварталом 2014 г., что значительно выше динамики рынка (снижение на 10% в квартальном выражении и рост на 4% за год).

«Позитивные результаты продаж смартфонов и планшетов в наших салонах — итог реализации долгосрочной стратегии Группы МТС, которая направлена на стимулирование потребления абонентами интернет-сервисов. В апреле мы на треть снизили цены на все устройства в собственных салонах и отказались от заработка на продаже девайсов. За нашим примером последовали другие ритейлеры, что позволило в условиях снижения общего уровня потребления предложить россиянам доступные смартфоны и планшеты. Так, в мае, в традиционно низкий сезон, мы впервые в истории продали в наших салонах столько же устройств, сколько и в декабре, и во втором квартале удвоили вклад МТС в выручку российского рынка мобильной электроники в сравнении с результатом 2014 г. Мы знаем, что операторская розница всегда сможет предложить своим клиентам лучшие в сравнении с традиционным ритейлом условия приобретения гаджетов, а наши усилия по повышению доступности смартфонов и планшетов в долгосрочной перспективе приведут к росту доходов от увеличения потребления интернет-сервисов», — отметил директор Розничной сети МТС Арвидас Алутис.

Количество проданных смартфонов в ритейле МТС по итогам второго квартала увеличилось на 36% по сравнению с тем же периодом прошлого года. МТС по-прежнему продает много бюджетных устройств — три четверти всех реализованных в рознице МТС смартфонов во втором квартале 2015 г. пришлось на гаджеты дешевле i10 тыc. В годовом выражении спрос на смартфоны в этой ценовой категории увеличился на 35%. Лучшую динамику в квартальном выражении продемонстрировали флагманские и премиальные модели смартфонов: продажи гаджетов дороже i30 тыс. выросли почти в три раза в сравнении с первым кварталом 2015 г. Вклад дорогих устройств (стоимостью выше i30 тыс.) в структуру выручки ритейла МТС в квартальном выражении удвоился – до 12% во втором квартале 2015 г. с 6% в первом квартале 2015 г.

Одним из основных драйверов роста выручки в операторской рознице остаются LTE-смартфоны — выручка от их продажи выросла в 2,7 раза в годовом выражении и больше, чем на 40% — в квартальном. В штуках продажи LTE-смартфонов в магазинах МТС выросли в четыре раза за год, каждый четвертый смартфон (25%), продаваемый в ритейле МТС поддерживает работу в LTE-сетях. Средний чек на LTE¬-смартфоны по итогам апреля-июня составил i14 тыс., увеличившись на 27% в квартальном выражении, что отражает смещение спроса в сторону дорогих устройств A-брендов.

Наряду с высоким спросом на смартфоны, в магазинах МТС во втором квартале 2015 г. выросли продажи обычных телефонов для звонков и отправки текстовых сообщений, которые клиенты приобретали в комплекте с сим-картами МТС, подключая тарифы с безлимитными звонками внутри сети МТС по России. Спрос на простые телефоны традиционно увеличивается в период отпусков и летних каникул, когда телефоны приобретают в качестве дополнительного устройства на время путешествий. Так, продажи фичерфонов в магазинах МТС в штуках выросли на 40%, выручка – на 26% за квартал, в то время как на рынке за тот же период рост в штуках — на 8%, в рублях — снижение на 1%.

В 2015 г. в собственной рознице операторов «большой тройки» увеличилась доля гаджетов азиатских производителей, таких как Alcatel и ZTE, которые можно приобрести по минимальной цене вместе с тарифом от оператора. Недорогие устройства азиатских B-брендов дополняют линейку операторских смартфонов, которая как правило представлена 3-4 базовыми устройствами (самый дешевый смартфон, недорогой LTE-смартфон, фаблет и т.д.), и позволяют операторам эффективно и быстро заполнять новые ниши, возникающие на рынке смартфонов.

Итоги продаж в операторской рознице в первой половине 2015 г. отражают возросшую популярность доступных устройств B-брендов: в лидеры продаж смартфонов в розничных сетях российских сотовых операторов по итогам шести месяцев вошли такие бренды как МТС, Alcatel, Fly, ZTE, Beeline, Micromax. Из пятерки лидеров продаж в операторской рознице выбыл Apple, но сохранили позиции Samsung и Microsoft (Nokia). Сильнее всего позиции A брендов — в собственной рознице МТС: в числе лидеров продаж Samsung, Microsoft, HTC.

Рост популярности B-¬брендов – общий для рынка тренд: доля таких устройств в продажах смартфонов в России по итогам второго квартала 2015 г. составила почти 59% (рост на 10 п.п. за год). В рублях B-бренды генерируют уже 30% выручки российского рынка смартфонов — на 7 п.п. больше, чем во втором квартале 2014 г. Операторский ритейл активно предлагает смартфоны B-¬-брендов, поскольку при низкой цене они позволяют насытить сети интернет-гаджетами и увеличить выручку от сервисов передачи данных.

Российский рынок смартфонов закончил второй квартал 2015 г. ростом в рублях до i49 млрд или на 4% за год. В штуках в отчетный период в России было продано 5 млн смартфонов (на 9%, чем годом ранее). Рост выручки обусловлен увеличившимся средним чеком на устройства (i9,6 тыс., на 15% больше, чем во втором квартале 2014 г.). Итоги первого полугодия 2015 г. синонимичны результатам второго квартала: рост рынка в рублях (до i102 млрд, на 7% за год) и снижение продаж в штуках (до 10,5 млн устройств или на 5% за год).

Единственным A-брендом, которому по итогам второго квартала удалось увеличить как продажи в штуках (на 2% в годовом выражении) и выручку (на 35% за год), так и долю на рынке смартфонов (до 19% с 17% годом ранее), стал Samsung. На позитивный результат Samsung повлиял старт продаж LTE-смартфонов с изогнутым экраном Samsung Galaxy S6 и устройств в алюминиевом корпусе Samsung Galaxy A и снижением ритейлерами розничных цен на них.

На фоне роста продаж Samsung, спрос на смартфоны таких A-брендов как Sony, LG, Apple, HTC в России во втором квартале упал – их продажи сократились почти вдвое в годовом выражении из-за усилившейся конкуренции в высоком ценовом сегменте. Доля A-брендов на рынке смартфонов за год сократилась до 42%, в абсолютных значениях продажи упали на четверть (24%), доля в выручке снизилась до 67% (на 4 п.п. за год), в абсолютных значениях выручка сократилась на 3%.

Средний чек на устройства A-брендов за год вырос на 27% в то время, как устройства B-брендов подорожали всего на 16%. Несмотря на рост цен, разрыв между средним чеком на смартфоны A-брендов и B-брендов остается значительным и составляет около трех раз (во втором квартале 2015 г. стоимость смартфонов A брендов на российском рынке составила i15,5 тыс., B-брендов — i5,5 тыс.).

По итогам апреля-июня 2015 г. доля LTE-гаджетов на российском рынке смартфонов составила около 20% (рост на 7 п.п. за год). В абсолютных цифрах продажи LTE-устройств за год выросли в 1,4 раза до 1 млн смартфонов. Выручка от продажи LTE гаджетов в России увеличилась за год до i23 млрд во втором квартале 2015 г. или в 1,4 раза.

Что касается рынка планшетов, то во втором квартале 2015 г. россияне сохранили интерес к устройствам нижних ценовых сегментов, при этом впервые за долгое время наметилась тенденция их удорожания: независимые ритейлеры распродали остатки товара, закупленного по старым ценам, и выставили на витрины устройства по новой, более высокой, цене. В итоге, доля планшетов по цене до i5 тыс. сократилась до 41% или на 3 п.п., а в структуре продаж сильнее всего выросла доля устройств стоимостью от i5 до i10 тыс. — до 32% или на 2 п.п. в квартальном выражении.

Розничная сеть МТС оказалась одним из немногих эффективных продавцов планшетов (продажи выросли на 8% за квартал, выручка — на 2%) по двум причинам: акценте на доступные устройства и снижении цен на дорогие гаджеты. Результат продаж планшетов в Розничной сети МТС во втором квартале оказался выше, чем итоги российского рынка планшетов, где продажи в квартальном выражении упали на 17%, а выручка — на 22%. Годовая динамика ритейла МТС также выглядит позитивной на фоне результатов рынка — по итогам второго квартала 2015 г. продажи планшетов в магазинах МТС снизились только на 18%, в то время, как на рынке они упали 34%.

По итогам второго квартала 90% продаваемых в рознице МТС планшетов стоят до i10 тыс., в штуках за год выросли продажи лишь устройств производителей «второго эшелона», таких как Oysters и Supra. В квартальном выражении рост продаж в штуках и рублях в операторской рознице показали планшеты A-брендов, таких как Apple, Samsung и Asus: снизив цены на дорогие устройства, МТС привлекла с рынка покупателей, которые хотели приобрести планшетные компьютеры на максимально выгодных условиях. Продажи и выручка от реализации дорогих планшетов, стоимостью от i10 до i30 тыс., в рознице МТС выросли на треть, что противоречит рыночному тренду (спрос на такие планшеты в России упал на 12%).

Количество салонов, работающих под брендом МТС на конец июня 2015 г. составило 4,3 тыс., увеличившись на 9% за год.

Михаил Иванов