Разделы

Бизнес Телеком Мобильная связь ИТ в торговле

МТС решила спасти Samsung после потери «Евросети» и «Связного»

МТС начала открывать монобрендовые салоны Samsung. Это должно помочь производителю отыграть потери от прекращения сотрудничества с четырьмя крупнейшими розничными сетями, включая «Евросеть» и «Связной».

МТС строит салоны для Samsung

МТС начала открывать монобрендовые салоны для Samsung, рассказал CNews представитель оператора Дмитрий Солодовников. Первые такие салоны уже открылись в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Новокузнецке и Воронеже. МТС в рамках данного сотрудничества оказывает Samsung услуги аутсорсинга по модели полного цикла.

До конца 2016 г. МТС откроет несколько десятков салонов Samsung по стране. Средняя площадь одного салона Samsung будет составлять порядка 50 кв. м, что сопоставимо с площадью обычного сотового магазина. В салоне будет представлен товарный ассортимент порядка 400 наименований.

Пригодится «Телефон.ру»

Управлением новой монобрендовой сетью Samsung займется «Телефон.ру». Сеть с таким названием МТС приобрела в 2009 г., после чего соответствующий бренд был закрыт. Но в конце 2015 г. это подразделение было воссоздано в составе МТС. Сейчас под брендом «Телефон.ру» работает 400 салонов в 150 городах.

В салонах Samsung акцент будет делаться на продаже дорогих устройств - 90% продаваемых там смартфонов относятся к категории флагманских, оснащены большим экраном, поддерживают технологию LTE и стоят дороже 15 тыс. руб. Оператору выгодно подключать владельцев подобных устройств, поскольку они потребляют большой объем трафика и готовы платить за услуги связи, поясняет Солодовников. Такие абоненты активно смотрят потоковое видео в интернете и подключают максимальные пакеты интернет-трафика, их ежемесячные расходы на связь (ARPU) в два-три раза больше, чем у обычных пользователей при минимальном уровне оттока.

После прекращения сотрудничества Samsung с «Евросетью» и «Связным», монобрендовые салоны Samsung начала открывать МТС

МТС хочет с помощью новой монобрендовой сети привлекать абонентов мобильного интернета, зарабатывать на аксессуарах, настройках оборудования, дополнительных услугах - страхования устройств и имущества (спрос на такие услуги в салонах Samsung на 50% выше, чем в обычной сотовой рознице). Кроме услуг МТС и устройств Samsung в таких салонах будут продаваться и услуги от других компаний, входящих в группу МТС, например, МТС-Банка.

Сотрудничество МТС и Samsung началось еще в 2009 г. с заключения дистрибуторского соглашения. С 2012 г. стороны стали открывать в салонах МТС промозоны Samsung и «магазины в магазине». В 2015 г. стороны запустили совместную акцию, когда МТС возвращала покупателям смартфонов Samsung до 25% их стоимости.

Новый ход в «войне» на рынке сотового ритейла

Сотрудничество МТС и Samsung в этом формате можно рассматривать как новый шаг в «войне» на российском рынке сотового ритейла, начавшейся в 2015 г. Тогда контроль над торговой сетью «Связной» перешел к Олегу Малису, брату президента «Евросети» (конкурирующей структуры) Александра Малиса. «Евросеть» при этом принадлежит «Вымпелкому» и «Мегафону».

После этого МТС прекратила сотрудничество со «Связным» (сотрудничество с «Евросетью» оператор прекратил еще за год до этого) и сконцентрировался на развитии собственной розничной сети. В МТС заявили об образовании «картеля» на рынке и даже пытались оспорить в суде разрешение, выданное ФАС структурам Олега Малиса на покупку «Связного».

Со своей стороны, «Вымпелком», «Мегафон», «Евросеть» и «Связной» прекратили продажи аппаратов Samsung. Формальной причиной этого стал высокий брак среди продукции Samsung, но по неофициальной верссии это стало «местью» Samsung за сотрудничество с МТС в рамках развития розничной сети оператора. Таким образом, договоренность об открытии МТС монобрендовых салонов Samsung можно рассматривать как шаг, направленный на поддержку продаж южнокорейского производителя в сложившихся условиях.

Конкуренты не верят в данный проект

Открытие одного монобрендового салона Samsung обойдется примерно в 2 млн руб., полагает источник в одном из конкурентов МТС на рынке розницы. В то же время сделать такие салоны прибыльными будет проблематично, поскольку в салонах под брендами производителей традиционно плохо продаются SIM-карты, говорит собеседник CNews.

У «Связного» был небольшой опыт открытия монобрендовых салонов Samsung в конце 2014 г., и он оказался неудачным, говорит представитель розничной сети Мария Заикина. В то же время «Связной» доволен работой монобрендовых салонов Apple Premium Reseller под брендом C-store (более 30 магазинов по России) - у «поклонников» Apple традиционно большой «кросс-чек» и вместе с устройствами они зачастую приобретают дополнительные аксессуары к нему. Заикина иронизирует, что раз в новых монобрендах Samsung будут продаваться контракты МТС, то стоит ожидать появления и SIM-карт Samsung.

Доля Samsung на рынке смартфонов в России в денежном выражении стабильно растет и сейчас составляет более 30%, сообщили CNews представители Samsung со ссылкой на данные GfK. В этом году предзаказ на флагманские смартфоны Samsung Galaxy S7 edge за первую неделю превысил прошлогодний в четыре раза. Результаты продаж главного флагмана года также впечатляют: через 14 дней после старта продаж было продано в два раза больше смартфонов, чем в 2015 г. Это привело к тому, что в премиум-сегменте доля Samsung выросла более чем в три раза. 

Игорь Королев