Спецпроекты

Как МТС, «Билайн», «Мегафон» и Tele2 в разы повысили цены на SMS-рассылки

14036
Бизнес Законодательство Телеком Мобильная связь ИТ в банках Техника

«Мегафон» успешно оспорил в суде решение ФАС по делу об SMS-рассылках. Ранее ведомство посчитало незаконными действия «Мегафона», МТС, «Вымпелкома» и Tele2 по кратному повышению стоимости корпоративных SMS-рассылок и предоставлению льготных условий для осуществления рассылок со стороны госбанков.

«Мегафон» победил ФАС в суде

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Мегафона» к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), сообщили в компании. Иск был подан в связи с решением ФАС от мая 2019 г., в котором компания признавалась нарушителем антимонопольного законодательства в части повышения стоимости SMS-рассылок и установления неравных условий для государственных и негосударственных банков.

«Мы считаем, что суд пришел к обоснованному выводу о незаконности принятого решения, - заявил оператор. - В материалах дела есть все доказательства того, что операторы связи не занимают доминирующего положения, оказывая услуги SMS-информирования. Эта позиция ранее неоднократно была подтверждена в ходе рассмотрения аналогичного судебного дела судами всех инстанций, вплоть до Верховного суда Российской Федерации». Пресс-служба ФАС подтвердила агентству Rambler News Services (RNS) проигрыш дела в арбитраже, добавив, что ожидает полного текста решения суда.

Разбирательство в ФАС касается не только «Мегафона», но и трех других федеральных сотовых операторов - «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), «Т2 Мобайл» (торговая марка Tele2) и «Мобильных телесистем» (МТС). Жалобы на повышение этими операторами цен на SMS-рассылки в 2017 г. подали банк Русский стандарт и некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка» (НСФР).

ФАС в суде проиграла «Мегафону» дело о росте цен на SMS-рассылки

ФАС обязала всех четырех операторов устранить нарушения, но этого не произошло. После этого ФАС возбудила дела в отношения всех четырех компаний и в мае 2019 г. признала их всех нарушителями антимонопольного законодательства. «Вымпелком», Tele2 и «Мегафон» не согласились с этими вердиктами и обратились с исками в суд против ведомства. Рассмотрение исков «Вымпелкома» и Tele2 еще не завершено.

«Мегафон»: рост цен на SMS-рассылки до 500%

Как следует из материалов ФАС, наибольший рост расценок произошел у «Мегафона». Компания предоставляет соответствующие сервисы с помощью двух услуг: «Мобильное информирование. ФИКС» и «Мобильное информирование». Первая услуга предполагает одинаковую стоимость отправки SMS независимо от их типа.

Во второй услуге предполагается дифференциация расценок в зависимости от типа SMS: транзакционное, рекламное или сервисное. Также данная услуга позволяет приобретать пакеты сообщений со сниженной ценой отправки одного SMS (так называемая степ-тарификация).

До марта 2018 г. тариф «Мобильное информирование. ФИКС» предполагал стоимость отправки одного SMS 1,5 руб. на номера внутри «Мегафона» и 1,6 руб. на номера на другие сети.

В тарифе «Мобильное информирование» без подключения пакетов стоимость отправки одного рекламного SMS составляла 1,4 руб., сервисного - 0,92 руб., транзакционного - 0,3 руб. При подключении пакетов для отправки сервисных SMS абонентская плата составляла от 0 до 60 млн руб. в месяц, объем включенных в пакет SMS - от 0 до 300 млн, стоимость одного SMS сверх пакета - 0,92 руб. до 0,2 руб.

При подключении пакета для рекламных сообщений абонентская плата составляла от 0 до 132 млн руб. в месяц, объем включенных в пакет SMS - от 0 300 млн, стоимость отправки одного SMS сверх пакета - от 1,4 руб. до 0,44 руб.

С 1 марта 2018 г. стоимость отправки SMS в рамках тарифа «Мобильное информирование. ФИКС» составила 1,9 руб. для сообщений внутри сети «Мегафон» и 2 руб. для сообщений на иные сети. То есть подорожание составило 25 - 27%.

В тарифе «Мобильное информирование» стоимость отправки одного рекламного SMS составила 1,8 руб., сервисного 1,45 руб., транзакционного 1,1 руб. Соответственно, для рекламных сообщений рост цены составил 29%, для сервисных - 58%, для транзакционных - 267%. Банки рассылают в первую очередь транзакционные сообщения, поэтому рост цен оказался для них особенно чувствителен.

В случае подключения пакета для сервисных сообщений абонентская плата составила от 0 до 6 млн руб. в месяц, объем включенных в нее сообщений - от 0 до 5 млн, стоимость отправки одного SMS сверх пакета - от 1,45 руб. до 1,2 руб.

При подключении пакета для рекламных сообщений размер абонентской платы составляет от 0 до 7,5 млн руб. в месяц, объем включенных в пакет сообщений - от 0 до 5 млн, стоимость отправки одного SMS сверх пакета - от 1,8 руб. до 1,5 руб.

Как пришла к выводу ФАС, ранее при применении степ-тарификации в «Мегафоне» стоимость отправки одного сервисного SMS начиналась от 0,2 руб., теперь же минимальная стоимость составляет 1,2 руб. То есть рост тарифа составил 500%.

Для рекламных SMS при использовании степ-тарификации минимальная стоимость отправки одного сообщения выросла с 0,44 руб до 1,5 руб, то есть рост составил 241%. Кроме того, если до марта 2018 г. «Мегафон» применял 23 шага для степ-тарификации, то теперь используются только шесть.

«Билайн»: рост цен на SMS-рассылки до 200%

У «Вымпелкома» до апреля 2018 г. стоимость отправки одного транзакционного SMS составляла 0,25 руб., рекламного SMS со степ-тарификацией - от 1,38 руб. до 1,49 руб., одного сервисного SMS от 0,89 руб. до 1,36 руб.

В апреле 2018 г. стоимость отправки сервисных SMS со степ-тарификацией выросла, в зависимости от объема, от 46% до 194%. Стоимость отправки рекламных SMS со степ-тарификацией, в зависимости от объема, выросла от 46% до 194%.

МТС: рост цен на SMS-рассылки до 120%

МТС в ноябре 2016 г. установил дифференцированные тарифы на отправку одного SMS в рамках услуг корпоративных рассылок: 1,15 руб. при отправке до 100 тыс. сообщений в месяц, 0,75 руб. при отправке от 100 тыс. до 3 млн сообщений и 0,6 руб. при отправке более 3 млн сообщений.

Но уже через год, в ноябре 2017 г., МТС установил единый тариф на отправку одного SMS - 1,5 руб. Соответственно, рост цены составил до 120%.

Tele2: рост цен на SMS-рассылки до 80%

У Tele2 до марта 2017 г. минимальная стоимость отправки одного SMS составляла 1,07 руб. для транзакционных сообщений, 1,1 руб. для информационных сообщений и 1,23 руб. для рекламных сообщений. Оператор использует степ-тарификацию, то есть тариф на отправку одного сообщения снижается при увеличении общего числа отправленных сообщений.

Максимальный шаг степ-тарификации — 20 млн сообщений в месяц. При превышении этого объема стоимость отправки одного транзакционного SMS составляла 0,49 руб, сервисного - 0,51 руб, рекламного - 0,69 руб.

С 1 марта 2018 г. стоимость отправки одного транзакционного SMS, в зависимости от объема, составила от 1,09 руб. до 0,52 руб, одного сервисного сообщения - от 1,21 руб. до 1,01 руб., одного рекламного сообщения - от 1,55 руб. до 1,25 руб.

Соответственно, для сервисных SMS-сообщений рост цен составил от 10% до 98%, для рекламных сообщений - от 26% до 81%. Для транзакционных сообщений рост цен оказался незначительным - от 2% до 6%.

Льготные тарифы для Сбербанка и Почта Банка

Кроме того, ФАС согласилась с доводами о том, что договора сотовых операторов для банков с государственным участием, в частности, для Сбербанка и Почта Банка, имеют льготные условия по сравнению с остальными организациями. Так, в этих соглашениях зафиксирована предельная цена договора, предельная цена одного SMS, длительный срок действия самого договора, а также зафиксировано обязательство оператора не повышать цены в одностороннем порядке.

В то же время, например, Tele2 в договорах с негосударственными организациями указывает на возможность одностороннего изменения цен с предварительным уведомлением за 10 рабочих дней. При этом, повысив стоимость SMS-рассылок для негосударственных структур и оставив на прежнем уровне тарифы для госбанков, Tele2 получил рост выручки от SMS-рассылок.

У «Вымпелкома» банкам с госучастием доступно подключение к архивным тарифам на технологических платформах A2P SMS SLA и «Корпоративные sms-сервисы», стоимость услуг в которых не менялась с 2015 г.

Негосударственным банкам доступно подключение только к действующим публичным услугам «Вымпелкома» - «Партнерские SMS-сервисы» и «Корпоративные SMS-сервисы (прямые рассылки)». Цена на эти услуги значительно выше архивных и может меняться оператором в одностороннем порядке.

Могут ли мессенджеры и электронная почта заменить SMS?

Сотовые операторы пытались доказать ФАС, что они не занимают доминирующего положения на рынке рассылки информационных сообщений. С учетом нынешнего состояния развития сетей связи в товарные границы этого рынка, помимо SMS, входят еще электронная почта, push-уведомления и месенджеры.

В поддержку этого тезиса были представлены: отчет аналитической компании TMT Consulting о рынке доведения информации до потребителей; опрос ВЦИОМ относительно мнения респондентов о взаимосвязанности SMS и других путей информирования клиентов; отчет Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова об экономической оценке рынка SMS-сообщений и исследование «Гипросвязи» об особенностях использования абонентами сервисов электронной почты и мессенджеров.

Однако банк «Русский стандарт» возразил, что наиболее удобным способом информирования для клиентов все еще является SMS. С этой позицией согласились Райфайзенбанк, Тинькофф Банк, Совкомбанк, ОТП Банк, и банк «Ренессанс Кредит».

Национальный совет финансового рынка (НСФР) привел результаты опроса Аналитического центра Юрия Левады, согласны которому для 82% респондентов SMS является наиболее удобным путем информирования. При этом 78% из опрошенных не готовы отказаться от такого типа информирования.

ФАС провела собственный опрос потребителей, который также подтвердил указанный вывод. Также в ведомстве обратили внимания на информацию с сайта «Мегафона» о том, что «SMS-информирование – это наиболее удобный способ информирования ваших сотрудников и клиентов с помощью текстовых сообщений».

«Нельзя поддерживать рентабельность за счет монопольно высокой цены на один товар»

МТС повышение цен на SMS-рассылки пояснила тем, что компания «испытывает существенное конкурентное давление со стороны других операторов связи». В своей политике ценообразования компания «исходит из единой калькуляции затрат, в том числе, инвестиционных затрат на развитие бизнеса, которые негативно влияют на общий уровень доходности МТС, а также необходимости поддержания общего уровня рентабельности».

Компания попыталась защитить позицию относительно того установления разных условий для банков с государственным участием и иных кредитных организаций. МТС указывает, что объемы услуг по договорам с госбанками превышают объемы услуг с иными организациями, кроме того, для заключения контрактов с госорганизациями действует отдельный порядок.

Но ФАС возразила, что компании не обязаны участвовать в процедуре госзакупок на невыгодных для себя условиях. А довод о разном объеме оказания услуг не был подтвержден сравнением объемов услуг, оказанных Почта банку, с объемом услуг, оказанных Райфайзенбанку и Альфа-банку.

Не согласилась ФАС и с доводом МТС о том, что компания вынуждена повышать цены на SMS-рассылки из-за рыночной ситуации. ФАС указала на данные отчетности компании о том, что ее прибыль растет при сокращении себестоимости оказания услуг, административных расходов и прочих операционных затрат.

НСФР указал на недопустимость компенсации затрат для достижения общего необходимого уровня рентабельности по всем реализуемым МТС товарам за счет установления монопольно высокой цены на другой товар.



Стратегия месяца

Рынок заказной разработки ПО в России растет

Олег Баранов

управляющий партнер «Неофлекс»

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»