Разделы

Бизнес Телеком ИТ в торговле

Сотовый ритейл: франчайзинг вымирает?

Большинство крупнейших российских сотовых ритейлеров во время продвижения своих сетей в регионы активно использовали франчайзинговые программы. Но, как полагают отраслевые аналитики, в последнее время наблюдается тенденция выкупа салонов сотовой связи у партнеров. Ряд участников рынка и экспертов вообще считают, что у франчайзинга в этой сфере нет будущего.
Развитие региональной сети магазинов по программе франчайзинга российские сотовые ритейлеры начали несколько лет назад. Первой стала компания «Dиксис» — она придерживается франчайзинговой стратегии с 2002 г. За 5 лет партнерами «Dиксис» по соответствующей программе стали свыше 100 компаний. На сегодня в составе сети ритейлера работают более 560 франчайзинговых магазинов в 60 регионах России.

«В настоящее время в связи со стагнацией и высоким уровнем насыщения рынка мы несколько приостановили развитие в количественном выражении, в том числе по франчайзингу, и приступили к повышению качества действующей сети, — рассказали CNews в группе компаний "Dиксис". — Безусловно, прежними темпами сеть расти не будет, но все же некоторый рост будет наблюдаться и дальше — сеть увеличивается примерно на 5-7% в месяц. Это происходит, прежде всего, за счет новых партнеров — небольших региональных компаний, а также новых магазинов партнеров действующих».

Наиболее любопытной с точки зрения развития франчайзингового развития выглядит судьба компании «Цифроград». В отличие от конкурентов этот бренд изначально был создан как франчайзинговый. Розничная сеть «Цифроград» появилась в 2003 г. Наиболее активное развитие пришлось на 2005 г., когда франшизу «Цифрограда» приобрели «Анарион», петербургские сети «Телеком пойнт», KS Group и «Техносвязь», уральская «Т1», татарская Domo: за два месяца вывеску сменили более 350 российских магазинов.

В конце 2005 г. руководством «Цифрограда» было принято решение о выкупе франчайзи. «Была поставлена цель: занять второе место на рынке, и было очевидно, что такая цель требует новой стратегии — большего контроля, четкого планирования, системности», — говорят в компании. Уже в январе 2006 г. компания приобрела сеть «Анарион»: 140 салонов в Москве, Казани, Перми (около полугода сеть работала под франшизой «Цифрограда»). «Вместе с "Анарионом" была "получена" команда менеджеров, а также технологии, ставшие базой для развития собственной сети, — пояснил собеседник CNews в "Цифрограде". — Затем были приобретения компаний в Воронеже, Красноярске, Екатеринбурге и других городах. Последняя на текущий момент крупная сделка — приобретение магазинов франчайзингового партнера в Новосибирске — прошла в марте этого года». Всего в России работает порядка 1450 магазинов «Цифроград», из которых 1039 — франчайзинговые. На рынке сотового ритейла это самая масштабная программа франчайзинга.

Крупнейший сотовый ритейлер в СНГ компания «Евросеть» оказывает содействие ЗАО «Федеральная розничная сеть «Ультра» в развитии программы франчайзинга. В «Евросети» подчеркивают, что данная сеть позволяет избежать в работе каждого нового салона так называемой «раскрутки» в течение нескольких месяцев. На сегодня программой франчайзинга охвачено восемь российских регионов. «В рамках данной программы под брендом "Ультра" в 2007 г. будет открыто примерно 200 салонов, — говорит Николай Катаев, руководитель франчайзингового проекта компании "Ультра". — Главными преимуществами франчайзинга "Ультры" являются роялти в размере $1 в месяц с одного салона и поставка товара с отсрочкой оплаты на 50 дней. Все салоны франчайзинговых партнеров проходят полный ребрендинг в соответствии с корпоративными стандартами "Ультры"».

Из крупных игроков рынка сотового ритейла франчайзинг не практикует только «Связной», сеть которого на сегодня насчитывает 1340 салонов сотовой связи во всех регионах России. «Мы не считаем франчайзинговые программы приемлемыми для себя и предпочитаем строить свои собственные центры мобильной связи, — подчеркнули в группе компаний «Связной». — Это позволяет нам гарантировать высокое качество товаров и устанавливать единые стандарты обслуживания во всех магазинах сети. Для нашей компании это очень важный момент».

Вообще, франчайзинговую систему в «Связном» видят малоэффективной, правда, признают основное ее достоинство — гарантированный рынок сбыта для оптовых компаний (которые, в основном, и прибегали к этой схеме). «Если всерьез заниматься ритейлом, то необходимо очень много усилий, вложений, контроля, технологий, которые позволили бы эффективно управлять разветвленной сетью, поддерживая единую ценовую и ассортиментную политику, стандарты обслуживания и сервиса, а также формирование лояльности к бренду», — заявили в сети «Связной».

«Как показала действительность, у франчайзинга в сотовом ритейле есть как плюсы, так и минусы, — говорит аналитик J’son & Partners Сергей Савин. — Главный отрицательный момент данной стратегии — сложность управления независимой сетью, порой состоящей из сотен салонов». Как заметил эксперт, сегодня прослеживается тенденция выкупа крупными ритейлерами бизнеса своих партнеров, что является нормальной практикой и за рубежом. По мнению г-на Савина, хотя независимых региональных компаний, подходящих для поглощения крупными ритейлерами, осталось очень мало, франчайзинг будет актуален еще несколько лет.

Более пессимистичен в отношении перспектив франчайзинга сотовых ритейлеров ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. Он считает, что данная программа вскоре прекратит свое существование. «В этом сегменте она изначально не выглядела перспективной для России и развивалась лишь до тех пор, пока не произошла консолидация на рынке», — подчеркнул г-н Муртазин.

Андрей Арсентьев