Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура Мобильная связь Цифровизация

Железная дорога стала сотовым оператором

Калининградская железная дорога построила собственную систему мобильной связи на основе стандарта GSM-R. Таким образом, она стала единственным филиалом РЖД, имеющим собственную систему сотовой связи. Аналитики не уверены в целесообразности ее шага.
Работы над собственной системой мобильной связи Калининградская железная дорога начала еще осенью 2004 г., — сообщил CNews начальник службы по связям с общественностью КЖД Александр Першин, — при этом значительную часть времени занял вопрос согласования и получения разрешений на использование необходимых частот. Сейчас все разрешения получены, сеть протяженностью около 183 км на участке Нестерово - Балтийск построена и на данный момент включает в себя 15 базовых станций. Начало ее опытной эксплуатации планируется в ноябре этого года, в создание системы мобильной связи Калининградская железная дорога инвестировала 700 млн. руб.

По словам г-на Першина, требованиям, которые задавались при проектировании системы связи, наиболее соответствовал стандарт GSM-R. Этот стандарт был разработан в 2000 году в Европе как часть ERTMS (European Rail Traffic Management System — Европейская система управления железнодорожными перевозками). GSM-R используется на железных дорогах в 38 странах мира, включая все страны ЕС. Стандарт использует частоты 876,2 MHz — 915 MHz для передачи данных от абонента и частоты 921,2 MHz — 960 MHz к абоненту.

Аппаратура GSM-R в кабине машиниста
На европейских железных дорогах GSM-R уже стал основным стандартом связи

По информации Александра Першина, одной из причин строительства собственной сети GSM-R стало то, что существующая на данный момент в КЖД система связи многоступенчата. Собственные системы связи есть у путевой охраны, у диспетчера с машинистом, у бригады поезда. При этом все они используют устройства, работающие на разных частотах. Внедрение системы связи на основе GSM-R позволит использовать терминалы, работающие на одной частоте, что даст экономию на их обслуживании. Созданная система будет совместима со связью польских железнодорожников, что немаловажно, поскольку около 50% перевозимых грузов по КЖД отправляются на экспорт через Польшу.

Второй причиной строительства сети стало обеспечение технологической независимости. Г-н Першин напомнил о землетрясении в Калининграде в 2003 г. Тогда из-за большого числа звонков сети GSM-операторов не выдержали нагрузки. «Надежность связи критически важна для обеспечения надежности перевозок, особенно когда значительную долю перевозимых грузов на КЖД составляет нефть», — отметил г-н Першин.

Тем не менее, аналитик Денис Кусков сомневается в экономической целесообразности проекта и отмечает, что от форс-мажорных обстоятельств не застрахована и сама КЖД. Сомнение в выгоде проекта выразил и генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. По его словам, за 700 млн. руб. можно построить коммерческую сеть GSM-1800 из примерно 100 базовых станций, которая покроет основные населенные пункты Калининградской области. «По итогам первой половины 2007 г. почти 90% выручки от сотовой связи в анклаве сгенерировали физические лица. То есть, если бы железнодорожники построили «открытую» сеть и собрали бы всех корпоративных клиентов, то заняли бы 10% рынка по выручке», — отметил он.

Железнодорожники заявили на это CNews, что вопрос о коммерциализации своей сети не ставили изначально: «Мы создали сеть для собственных технологических нужд, главной задачей которой является обеспечение КЖД надежной связью современного стандарта».

Олег Горбатов