Разделы

Телеком ИТ в торговле

Россия: рынок мобильников «расслоился»

Ситуация, сложившаяся на российском рынке мобильных телефонов в III квартале 2007 г., убедила специалистов во мнении, что произошло «расслоение» покупателей - порядка 20% из них выбрали модели нижнего ценового сегмента (дешевле $80), тогда как 17% предпочли высокобюджетные «трубки» (стоимостью свыше $350). По словам аналитиков, такая «поляризация» во многом связана с концентрацией производителей на дорогих устройствах и сокращением ассортимента дешевых моделей.

В III квартале 2007 г. в розницу на российском рынке было продано 8,17 млн. устройств, отмечают аналитики агентства J’son & Partners. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост продаж в штучном исчислении составил 1%, тогда как по сравнению со II кварталом текущего года — около 24%. В денежном выражении рынок составил $1,74 млрд.: рост на 6% по сравнению с III кварталом 2006 г. и на 29% по сравнению со II кварталом 2007 г.

По словам специалистов, итоги III квартала позволили сделать вывод, что на рынке мобильных устройств произошло «расслоение» покупателей. Около 20% купивших мобильники в июле-сентябре 2007 г. предпочли взять модели дешевле $80. «Причем, среди этих потребителей не только люди с невысокими доходами, — говорит старший аналитик J’son & Partners Сергей Савин. — Довольно велика доля вполне обеспеченных людей, которые много тратят на голосовую связь, им просто нужна „трубка“ для разговора, которую не жалко, а остальные функции телефона не имеют значения».

В то же время примерно 17% проданных мобильных телефонов относятся к высокобюджетному сегменту (стоимостью свыше $350). Также обращает на себя внимание высокая доля мобильников стоимостью от $200 до $350 — более 30%. По мнению аналитиков, такая ситуация обусловлена тем, что для производителей на текущий момент наиболее прибыльными являются продажи относительно дорогих устройств. В результате наблюдается максимальная концентрация вендоров в высоких ценовых сегментах, а в бюджетном сегменте ассортимент довольно ограничен. В Топ-5 моделей, продаваемых в III квартале, вошли 4 «трубки» нижнего ценового сегмента: на первом месте Nokia 1110i ($60), на втором — Nokia 1112 ($62), на четвертом — Philips 180 ($47), на пятом — Samsung SGH-C140 ($71). Третье место в списке самых ходовых моделей заняла Motorola V3 стоимостью $194.

Данные, предоставленные отдельными игроками рынка, в целом подтверждают подсчеты аналитиков. Так, в сети "Цифроград" телефоны стоимостью от 8 тыс. рублей ($330) и выше занимают долю в 20%. Телефоны стоимостью до 2 тыс. рублей ($82) приобретаются примерно таким же количеством покупателей - 22%. С начала года наиболее заметные изменения произошли в группах 2-4 тыс. рублей и 4-8 тыс. рублей - если первая в начале года заметно превышала вторую по доле (36% и 28% соответственно), то к концу III квартала картина была диаметрально противоположной - 26% и 34%.

В III квартале 2007 г. на российском рынке мобильных телефонов утвердилось расслоение: высокобюджетный и низкобюджетный сегменты занимают примерно равные доли
В III квартале 2007 г. на российском рынке мобильных телефонов утвердилось расслоение: высокобюджетный и низкобюджетный сегменты занимают примерно равные доли

"В нашей компании в III квартале 2007 г. на долю мобильных телефонов стоимостью свыше $200 пришлось более 50% всех проданных в розничной сети аппаратов, - рассказали в компании "Диксис". - Высокофункциональные и, соответственно, более дорогие мобильные телефоны пользуются все большей популярностью среди пользователей. Все меньше людей приобретает телефон только, чтобы «звонить». Покупая второй и третий мобильные аппараты на замену старым "трубкам", предпочтение отдается моделям со всем необходимым для современного пользователя функционалом – MP3-плеером, фотоаппаратом и прочими дополнительными опциями. Кроме того, растет популярность смартфонов и коммуникаторов, стоимость которых, как правило, превышает $400".

Примерно 75% продаж мобильников в июле-сентябре 2007 г. пришлось на тройку лидеров — Nokia, Samsung, Sony Ericsson. «Если довольно долгое время мы говорили о „большой четверке“, то в III квартале 2007 г. сложилась иная ситуация — от квартета откололась Motorola, рыночная доля которой во многом упала из-за сокращения в модельном ряде количества недорогих моделей, — рассказывает Сергей Савин. — На этом фоне значительно выросли продажи компании Philips, которая предложила ряд мобильников нижней ценовой категории. Также стоит отметить позитивную динамику компании Fly».

J’son & Partners прогнозирует, что в денежном выражении объем продаж мобильников по итогам 2007 г. составит $6,4 млрд. Всего будет реализовано более 30 млн. устройств. Mobile Research Group ожидает, что объем рынка в этом году составит 30–31 млн. штук. Крупнейший сотовый ритейлер «Евросеть» дает более пессимистичный прогноз — 28 млн. штук.

Андрей Арсентьев