Разделы

Бизнес Телеком ИТ в торговле

Власти «зарегулировали» «Евросеть»

Компания «Евросеть» не исключает, что вскоре свернет свою деятельность в странах, где бизнес «зарегулирован» властями, в первую очередь, в Белоруссии и прибалтийских государствах. При этом руководство «Евросети» все чаще обращает внимание на рынки дальнего зарубежья. В феврале решено посетить Индию с целью изучения специфики работы в этом регионе.

Как сообщил председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин, в ближайшее время может быть принято решение о выводе бизнеса компании из «зарегулированных» стран, т.е. оттуда, где власти слишком сильно влияют на рынок. Напомним, что в июне 2007 г. «Евросеть» ушла из Азербайджана, пробыв там всего несколько месяцев и открыв за это время 5 салонов. Позднее в компании сетовали на резкое увеличение налога на прибыль в Белоруссии, не исключая, что вскоре может быть объявлено об уходе и из этой страны.

Если к середине 2007 г. «Евросеть» имела в Белоруссии более 100 салонов, то к концу года их количество было сокращено до 88. Вообще, с лета 2007 г., после назначения президентом компании Алексея Чуйкина, Евгений Чичваркин провозгласил приоритетом повышение эффективности бизнеса. Хотя новые салоны компании продолжали открываться во всех регионах, параллельно закрывались многие неприбыльные точки. В результате за год общее количество салонов «Евросети» выросло всего на 1% — с 5087 до 5145. За 2006 г. рост составил 64%.

Как отметил Чичваркин, к «зарегулированным» государствам также можно отнести Литву, Латвию и Эстонию. По его словам, ситуация в странах Балтии непростая, велика безработица, вследствие чего многие граждане вынуждены отправляться на заработки в Западную и Северную Европу. «Кроме того, там большая инфляция, и людям сейчас просто не до телефонов, — подчеркнул основатель „Евросети“. — В той же Литве, насколько я знаю, цены на продукты в IV квартале 2007 г. выросли на 15%». Евгений Чичваркин также видит непростой для своей компании ситуацию в Кыргызстане и Узбекистане. О вероятных сроках принятия решения по «зарегулированным» странам он говорить не стал.

Евгений Чичваркин (справа) и Алексей Чуйкин  вскоре могут вывести Евросеть на индийский рынок
Евгений Чичваркин (справа) и Алексей Чуйкин вскоре могут вывести «Евросеть» на индийский рынок

«Вообще, на сегодня нам не нравится бизнес нигде, кроме Украины и Казахстана», — заявил Чичваркин. Он отметил, что дополнительным плюсом бизнеса на Украине должно стать скорое вступление этого государства в ВТО. «Не вызывает никаких сомнений и будущее казахстанской экономики, — продолжает председатель совета директоров „Евросети“. — Когда завершится влияние общемировой рецессии, эта страна еще всем покажет». Весьма перспективным «Евросеть» видит рынок Молдавии, а также Грузии — при условии продолжения наметившегося потепления отношений с Россией.

Первым направлением давно обсуждаемой экспансии «Евросети» в дальнее зарубежье может стать Индия. В октябре 2007 г. сообщалось, что компания уже в I-II квартале 2008 г. может открыть там первые салоны. В ближайшее время (вероятнее всего, в феврале) топ-менеджеры компании посетят Индию для изучения специфики местного рынка и более детального рассмотрения возможностей работы на нем. По словам Евгения Чичваркина, индийский рынок надо изучать точечно: есть районы, где сотовых вышек до сих пор нет, а есть те, где проникновение сотовой связи за год поднялось с 0 до 25%.

«„Евросеть“ была первопроходцем на российском рынке сотового ритейла, имеет по сравнению с другими игроками наиболее серьезный опыт, уникальные технологии ведения бизнеса, а потому ей будет легче продвигаться в дальнее зарубежье, — считает старший аналитик J’son & Partners Сергей Савин. — Выход в Индию будет абсолютно логичным: это весьма перспективный, бурно развивающийся и достаточно цивилизованный рынок. Но „Евросети“ придется адаптировать свой бренд под местную специфику. Возможно, компания будет выступать в Индии под другой торговой маркой». По мнению эксперта, «Евросети» в дальнейшем могут быть интересны рынки таких стран, как Китай и Турция.

Оборот компании «Евросеть» в 2006 г. составил $4,62 млрд. В 2007 г., по предварительным данным, он достиг $5,61 млрд. В 2007 г. компании удалось реализовать 12,6 млн. сотовых телефонов, что на 4,2% больше, чем годом ранее. По оценкам «Евросети», всего в России за 2007 г. было продано 32,45 млн. сотовых телефонов.

Андрей Арсентьев