Разделы

Телеком Мобильная связь ИТ в торговле

«МегаФон» теряет абонентов из-за конфликта с салонами связи

Несмотря на то, что Петербург традиционно считается вотчиной «МегаФона», число абонентов оператора в этом городе сокращается. Аналитики предполагают, что проблемы компании отчасти связаны с затянувшимся конфликтом между ней и питерскими сотовыми ритейлерами. Источники CNews на рынке подтверждают эту информацию.
Согласно данным исследовательской компании AC&M Consulting, в июне в Петербурге число абонентов «МегаФона» снизилось на 37 тыс. Эксперты называют несколько возможных причин такого «проседания»: внедрение новой системы подсчета абонентской базы, чистка «молчащих» абонентов и сложные взаимоотношения с дилерами. По информации источников CNews в Северо-Западном филиале «МегаФона», «в последнее время чистка абонентов не проводилась». Официальных комментариев компания предоставить не смогла.

По мнению других источников, основные потери «МегаФона» связаны именно с затянувшимся конфликтом оператора и питерских сотовых ритейлеров. Аналитик Денис Кусков отмечает, что «МегаФон» работает с дилерами без дополнительных вливаний. «Это вызывает у ряда дилеров определенную неудовлетворенность. — считает г-н Кусков. — Они определенными мерами пытаются донести до оператора, что его неплохо было бы простимулировать, обращая внимание покупателя прежде всего на предложения других операторов».

Данные, которые есть в распоряжении CNews, свидетельствуют, что с декабря 2006 г. количество подключений «МегаФона» у ведущих питерских ритейлеров упало в разы (от 1,5 до 10-12) и продолжают падать. Однако официально подтвердила информацию только пиар-директор «Цифрограда» Татьяна Москалева. «С декабря 2006 г. у нас количество подключений "МегаФона" в Санкт-Петербурге уменьшилось в два раза, — рассказала она. — Дело в том, что система бонусов, предлагаемая оператором дилерам, мягко говоря, неинтересна. Согласно ей, если абонент не выговаривает определенный объем, он считается "некачественным", и вознаграждение за продажу ему SIM-карты не выплачивается». По словам г-жи Москалевой, не совсем ясны критерии «некачественности». «Мы много раз пытались вести переговоры на эту тему с петербургским филиалом компании, но до сих пор нашим аргументам не вняли, — уточнила пиар-директор "Цифрограда". — Продажи контрактов "МегаФона" остаются, но продаются по спросу».

Похожую информацию CNews на условиях анонимности сообщили и некоторые другие крупные дилеры. Они рассказали, что в отношениях с операторами существуют две схемы вознаграждения: авансовая (сначала платят фиксированную сумму за абонента, а потом вычитают лишнее, в зависимости от его «качественности») и фактическая (когда за подключенных абонентов платится в конце отчетного периода). По словам собеседников CNews, так как «МегаФон» придерживается первой схемы, то некоторые ритейлеры получили в результате серьезные дебиторские задолженности.

Кроме того, как заявили источники, «МегаФон» не проводил никаких маркетинговых акций с ритейлерами и не предлагал никаких специальных условий. В итоге некоторые салоны связи перестали платить продавцам процент за подключение к «МегаФону» или снизили его до минимума. Это вылилось в то, что «МегаФон» у ритейлеров стал занимать третье-четвертое места по объемам подключений. Стоит отметить, что в этом конфликте особняком стоит только сеть «Диксис», где подтвердили, что «с начала года количество проданных контрактов этого оператора показывает стабильную динамику, а в июне в нашей сети "Мегафон" стал лидером продаж».

В Северо-Западном филиале «МегаФона» CNews заверили, что информация о конфликте с сотовыми ритейлерами не соответствует действительности. Аналитики же полагают, что ситуация обусловлена рыночной конъюнктурой и вскоре стороны придут к компромиссу.

Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин отмечает общий тренд — операторы склоняются к сокращению выплаты вознаграждений и требуют «качественных» абонентов, а насыщенный рынок тянет уровень продаж вниз. «У "МегаФона" рычагов для демонстрации чистого прироста на Северо-Западе достаточно, — считает г-н Брюквин. — Я имею в виду эксклюзивных дилеров, собственную сеть салонов, узнаваемый бренд, традиционный для региона. Именно поэтому дилерам сложнее с ним договориться, что не означает, что это невозможно сделать в принципе».

В ИК «Финам» также отмечают временный характер кризиса. По словам нашего собеседника, взаимодействие с дилерами является ключевой составляющей успешной продажи подключений оператора. «Я думаю, это временное явление, — полагает эксперт "Финама". — Питерский "МегаФон" в течение года пересмотрит свою политику взаимодействия с сетями сотового ритейла и сумеет отыграть ситуацию назад».

Того же мнения придерживается и аналитик Денис Кусков. «Конфликт не выгоден ни одной из сторон, думаю, что через некоторое время проблема обретет некое серединное, всех устраивающее решение», — уверен он.

Олег Горбатов