Спецпроекты

МТС, «Билайн» и «Мегафон» обязали информировать об опасностях роуминга

Телеком Мобильная связь
Используемая «большой тройкой» сотовых операторов схема предоставления услуг в роуминге нарушает законодательство, так как абоненты авансовой системы расчетов переводятся в кредитную систему. К такому выводу пришла ФАС, обязав операторов информировать о такой опасности.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассмотрела жалобы абонентов «большой тройки» сотовых операторов на списание денежных средств в роуминге. В ФАС поступило 12 жалоб в отношении МТС, 5 – в отношении «Вымпелкома» и 1 – относительно «Мегафона».

В своих заявлениях абоненты указали, что они заключали договора на обслуживание по авансовой системе расчетов, предусматривающей автоматическое отключение при исчерпании денежных средств на счетах абонентов. Однако после возвращения из поездок и использования услуги роуминга абоненты получали информацию о задолженности перед операторами в значительном размере, до 700 тыс. руб. Заявители считают такие действия операторов неправомерными, так как они пользовались роумингом без дополнительных условий и полагали, что предоставление услуги прекратится сразу после исчерпания средств на счету.

Комиссия ФАС установила, что система расчетов с абонентам при предоставлении услуг в роуминге не обязательно должна совпадать с системой расчетов в домашнем регионе. Дело в том, что в зависимости от технологических особенностей обмен данными между операторами может происходить как в режиме реального времени («онлайн-тарификация»), так и раз в сутки или раз в несколько сутки («оффлайн-тарификация»). При этом не везде российские операторы могут обеспечить работу в режиме «онлайн-тарификации», поскольку для этого необходима поддержка данного формата со стороны зарубежных роуминговых партнеров.


Сотовые операторы поддерживают требования ФАС информировать абонентов о возможности ухода в минус в роуминге

В итоге комиссия ФАС признала нарушение Закона «О конкуренции» со стороны МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона», посчитав неинформирование абонентов о фактическом изменении схемы оплаты услуг в роуминге навязыванием невыгодных условий договора. ФАС обязала операторов информировать абонентов о возможности ухода в минус в роуминге при заключении договора на услуги или дополнительного соглашения к нему, а также непосредственно во время перехода абонентов в роуминг путем рассылки SMS-сообщений. Предписание необходимо выполнить до 31 марта будущего года.

Сотовые операторы поддерживают требования ФАС. Как полагают в «Вымпелкоме», введение подобного рода информирования может привести не к снижению, а, наоборот, к повышению доходности роуминг-услуг за счет большей информированности абонентов. В МТС отмечают, что компания еще летом ввела различную SMS-нотификацию об особенностях роуминговых услуг, в частности, о значительном увеличении стоимости GPRS-роуминга, а сейчас компания готова расширить формат нотификаций за счет информации о возможном уходе в минус.

В «Мегафоне» заявили, что техническая готовность к выполнению требования ФАС появится в течение нескольких месяцев. Кроме того, операторы сами стараются переходить от «оффлайн-тарификации» к «онлайн». Переход на «онлайн-тарификацию» голосовых услуг в тех сетях, где это возможно, начался достаточно давно. Сейчас «Вымпелком» сделал «онлайн-тарификацию» в роуминге и GPRS-услуги для абонентов предоплатной системы расчетов и прорабатывает возможность введения аналогичной возможности для пользователей постоплатной (кредитной) системы. В МТС тестируют «онлайн-тарификацию» GPRS-роуминга на Украине.



Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка