Спецпроекты

МТС, «Билайн» и «Мегафон» обязали информировать об опасностях роуминга

Телеком Мобильная связь
Используемая «большой тройкой» сотовых операторов схема предоставления услуг в роуминге нарушает законодательство, так как абоненты авансовой системы расчетов переводятся в кредитную систему. К такому выводу пришла ФАС, обязав операторов информировать о такой опасности.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассмотрела жалобы абонентов «большой тройки» сотовых операторов на списание денежных средств в роуминге. В ФАС поступило 12 жалоб в отношении МТС, 5 – в отношении «Вымпелкома» и 1 – относительно «Мегафона».

В своих заявлениях абоненты указали, что они заключали договора на обслуживание по авансовой системе расчетов, предусматривающей автоматическое отключение при исчерпании денежных средств на счетах абонентов. Однако после возвращения из поездок и использования услуги роуминга абоненты получали информацию о задолженности перед операторами в значительном размере, до 700 тыс. руб. Заявители считают такие действия операторов неправомерными, так как они пользовались роумингом без дополнительных условий и полагали, что предоставление услуги прекратится сразу после исчерпания средств на счету.

Комиссия ФАС установила, что система расчетов с абонентам при предоставлении услуг в роуминге не обязательно должна совпадать с системой расчетов в домашнем регионе. Дело в том, что в зависимости от технологических особенностей обмен данными между операторами может происходить как в режиме реального времени («онлайн-тарификация»), так и раз в сутки или раз в несколько сутки («оффлайн-тарификация»). При этом не везде российские операторы могут обеспечить работу в режиме «онлайн-тарификации», поскольку для этого необходима поддержка данного формата со стороны зарубежных роуминговых партнеров.


Сотовые операторы поддерживают требования ФАС информировать абонентов о возможности ухода в минус в роуминге

В итоге комиссия ФАС признала нарушение Закона «О конкуренции» со стороны МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона», посчитав неинформирование абонентов о фактическом изменении схемы оплаты услуг в роуминге навязыванием невыгодных условий договора. ФАС обязала операторов информировать абонентов о возможности ухода в минус в роуминге при заключении договора на услуги или дополнительного соглашения к нему, а также непосредственно во время перехода абонентов в роуминг путем рассылки SMS-сообщений. Предписание необходимо выполнить до 31 марта будущего года.

Сотовые операторы поддерживают требования ФАС. Как полагают в «Вымпелкоме», введение подобного рода информирования может привести не к снижению, а, наоборот, к повышению доходности роуминг-услуг за счет большей информированности абонентов. В МТС отмечают, что компания еще летом ввела различную SMS-нотификацию об особенностях роуминговых услуг, в частности, о значительном увеличении стоимости GPRS-роуминга, а сейчас компания готова расширить формат нотификаций за счет информации о возможном уходе в минус.

В «Мегафоне» заявили, что техническая готовность к выполнению требования ФАС появится в течение нескольких месяцев. Кроме того, операторы сами стараются переходить от «оффлайн-тарификации» к «онлайн». Переход на «онлайн-тарификацию» голосовых услуг в тех сетях, где это возможно, начался достаточно давно. Сейчас «Вымпелком» сделал «онлайн-тарификацию» в роуминге и GPRS-услуги для абонентов предоплатной системы расчетов и прорабатывает возможность введения аналогичной возможности для пользователей постоплатной (кредитной) системы. В МТС тестируют «онлайн-тарификацию» GPRS-роуминга на Украине.



Стратегия месяца

Как Пулково превращают в цифровой аэропорт

Леонид Сергеев

генеральный директор аэропорта Пулково

Тема месяца

Обзор: Облачные сервисы 2019

Рейтинги CNews

Крупнейшие поставщики услуг IaaS и SaaS