Разделы

Телеком Инфраструктура

Российский телеком резко сократил инвестиции

В ответ на кризисные процессы в экономике страны три четверти телеком-компаний сократили свои инвестиционные программы – некоторым из них пришлось отказаться от 60% запланированных ранее вложений.

Компания КПМГ в России представила результаты исследования приоритетных направлений деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний в период экономической нестабильности. В исследовании приняли участие основные игроки телеком-рынка, предоставляющие как услуги мобильной связи, так и фиксированной телефонии.

По словам партнера КПМГ Ильи Котлова, в период кризиса наметилась устойчивая тенденция падения капитализации компаний телекоммуникационного сектора. «Сейчас бытуют два полярных мнения о том, каковы перспективы этого рынка: от панических настроений до высказываний о том, что телекоммуникационной индустрии все нипочем и «кризис нас не коснется», - отметил он. Цель исследования состояла в том, чтобы установить, как непосредственные участники рынка оценивает происходящее с ними. Некоторые ответы характеризуются в отчете как «неожиданные».

Было установлено, что подходы компаний к переоценке собственных стратегий существенно разнятся в зависимости, во-первых, от участия государства в уставном капитале компании и, во-вторых, от наличия у них собственной федеральной сети. К пересмотру стратегии развития во время кризиса прибегли в основном компании с государственным участием и организации без собственной федеральной сети связи.

Главной мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ.
Главной мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ.

Главной мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ. Большинство опрошенных (58%) отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а почти пятая часть респондентов (17%) констатировала их уменьшение в размере от 30 до 60%.

Основным фактором снижения капитализации большинство участников исследования назвало общую паническую тенденцию как на российском, так и мировом рынке. На втором месте по степени негативного воздействия – существенный отток капитала из России. Среди других факторов – долговая нагрузка в иностранной валюте, девальвация рубля и необходимость закупок оборудования за рубежом. 42% респондентов поставили фактор снижения показателей эффективности компаний на последнее место по влиянию на капитализацию компании.

Большинство опрошенных отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а почти пятая часть респондентов констатировала их уменьшение в размере от 30 до 60%.
Большинство опрошенных отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а почти пятая часть респондентов констатировала их уменьшение в размере от 30 до 60%.

В сложившихся условиях 34% опрошенных считают приоритетной задачей повышение доходов. По 25% респондентов во главу угла ставят снижение капитальных затрат и привлечение внешнего финансирования. По 8% высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов и повышение кредитных рейтингов.

Повышать доходы российский телеком планирует за счет конвергенции услуг (42%), что соответствует мировым тенденциям, отмечают специалисты КПМГ. Еще 25% компаний склоняются к увеличению объемов услуг с добавленной стоимостью (VAS- продуктов). По 17% респондентов намерены оптимизировать свои доходы путем расширения спектра услуг и повышения тарифов соответственно.

То, что лишь 17% респондентов наиболее важным считают повышение тарифов, говорит о стремлении телекома сохранить абонентскую базу, отмечают исследователи. 50% респондентов на первое место поставили конкурентную стоимость услуг.

Выбирая сегменты затрат, подлежащие сокращению в первую очередь, 42% респондентов отметили сокращение крупных инвестиционных проектов. По 17% отдали свое предпочтение сокращению административно-хозяйственных расходов и сокращению закупочной деятельности. По 8% респондентов предпочитают сокращение расходов на сетевую платформу и ее обслуживание, а также видят путь сокращения затрат в централизации функций и повышении эффективности межсетевого взаимодействия.

Что касается других путей снижения расходов, то компании в меньшей степени склонны рассматривать в качестве резерва такие меры, как снижение расходов на персонал, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов, биллинг, обслуживание и мониторинг сетевого оборудования. «Такие мощные инструменты снижения затрат, как аутсорсинг, централизация функций и повышение эффективности в межсетевом взаимодействии, незаслуженно отодвинуты на второй план», - говорится в исследовании.

Анастасия Симакина