Рост хот-спотов в России «зашкаливает»

Телеком Интернет Инфраструктура
мобильная версия
К концу 2006 г. аналитики скорректировали прогноз о количестве хот-спотов в России, увеличив его почти в 7 раз - до 7,2 тыс. Но реальность превзошла ожидания и расчёты – к концу 2006 г. в России насчитывалось уже около 8 тыс. точек доступа Wi-Fi. 2007 год обещает стать не менее взрывным - количество хот-спотов превысит 10 тысяч, считают эксперты.

В последнее время в России наблюдается активное развитие рынка Wi-Fi-доступа. Расширяется география предоставления услуг беспроводного широкополосного доступа: по данным CNews Analytics, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, значительное число хот-спотов развернуто в таких городах, как Новосибирск, Екатеринбург, Тольятти, Самара и др. Cреди игроков российского рынка широкополосного беспроводного доступа, помимо альтернативных, начинают появляться и операторы-тяжеловесы, например, ЮТК и «Дальсвязь».

Характерной приметой последнего времени стал рост масштабов развертываемых Wi-Fi-проектов. Лидером «хит-парада» является сеть «Golden WiFi» компании «Голден Телеком». Ее строительство стало причиной пересмотра прогнозов, сделанных ранее аналитиками. Например, компания J’son&Partners в ноябре прошлого года скорректировала свой предварительный прогноз о количестве хот-спотов в России к концу 2006 г. с 1,1 тыс. до почти 7,2 тыс. Но реальность превзошла ожидания и расчёты — к концу 2006 г., по оценкам аналитика этой компании Алексея Шелестенко, в России насчитывалось уже около 8 тыс. точек доступа Wi-Fi.

По оценкам все той же компании J’son&Partners, к концу 2007 г. в России будет 10,46 тыс. хот-спотов, что также превышает ее предварительный прогноз, опубликованный в конце ноября прошлого года (9,4 тысяч).

Стоит отметить, что прогноз на 2007 г., похоже, также будет подвергнут корректировке. В первую очередь её величина будет определяться темпами развития сети «Golden WiFi» компании «Голден Телеком», которая к началу 2007 года, по заявлениям самой компании, обеспечивала покрытие всех районов внутри Садового кольца и некоторых районов за его пределами. Поскольку компания планирует к концу 2007 года обеспечить полное покрытие столицы сетью Wi-Fi, то это потребует значительного числа хот-спотов, которое, в свою очередь, будет зависеть от опыта первых месяцев коммерческой эксплуатации созданной сети.

Рост количества хот-спотов в России
Рост количества хот-спотов в России

Успех проекта «Golden WiFi» во многом предопределит не только ценовая политика компании (напомним, что предложения оператора на сегодняшний день на 25–30% ниже, чем у конкурентов), но и то, сможет ли «Голден Телеком» предложить достаточно высокое качество услуги. Основными параметрами здесь являются скорость доступа, качество соединения и доступность услуги (зона охвата).

Стоит отметить, что реальная скорость работы пользователей в беспроводной сети намного меньше теоретического максимума в 54 Мбит/с и сильно зависит от количества одновременно работающих пользователей в зоне действия одной базовой станции (причем, зависимость эта нелинейная). Не стоит сбрасывать со счетов и известный эффект торможения более быстрого абонентского Wi-Fi-устройства более медленным при одновременной работе нескольких пользователей в зоне одной точки доступа. Следовательно, в течение 2007 г. оператору придется активно наращивать количество точек доступа, как для увеличения плотности покрытия в уже охваченных районах (в основном, в пределах Садового кольца), так и для охвата новых коммерчески перспективных территорий.

В аналитическом отчете «Wi-Fi: Бизнес-модели организации точек доступа», подготовленном CNews Analytics, содержится обзор современного состояния и развития российского рынка беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi, анализ основных бизнес-моделей организации точек беспроводного доступа (хот-спотов), а также рекомендации по выбору наиболее эффективной модели для определенных рыночных условий или сегментов рынка.