Разделы

Телеком Мобильная связь ИТ в торговле

Сотовые операторы растят нетрадиционную розницу

Впервые за долгое время статистика подключений сотовых операторов в салонах связи Петербурга показала снижение продаж. Однако количество новых абонентов осталось на прежнем уровне: часть продаж прошла через нетрадиционные каналы. Ситуация с высоким дилерским вознаграждением за подключение нового абонента остается крайне болезненной для операторов. Поиск альтернативных вариантов продаж продолжится, считают эксперты.
Статистика подключений сотовых операторов через дилерские сети впервые за последние несколько месяцев пошла вниз. Так, если в феврале было продано 170 тыс. абонентских контрактов, в марте — 175 тыс., то в апреле текущего года — только 161,6 тыс., то есть почти на 15 тыс. меньше, чем в предыдущем месяце. Разница в пределах 10 тыс. подключений в месяц не является существенной, считают эксперты. Апрель является промежуточным месяцем после первого квартала с многочисленными праздниками. Уже в мае месяце количество новых контрактов продолжит расти в связи с традиционным спросом на услуги операторов в летнее время, на которое приходится множество отпусков и отъездов.

Что касается распределения новых подключений по сотовым операторам за апрель 2008 г., то и здесь отмечается снижение количества новых абонентов у ряда компаний. В целом на первом месте по количеству новых контрактов осталась МТС — 71 тыс. договоров: это количество сохраняется на протяжении трех последних месяцев. На втором месте «Билайн» — 40,1 тыс. (47 тыс. в марте), затем «Мегафон» — 32,1 тыс. (31 тыс.), Tele2 — 15,8 тыс. (23 тыс.).

«Билайн» и Tele2 в апреле снизили количество подключений через дилерские сети на 6,9 тыс. и 7,2 тыс. соответственно по сравнению с предыдущим месяцем. В пресс-службе регионального офиса «Билайн» не согласны с приведенными данными. По данным компании, количество новых контрактов в апреле и марте превосходит указанные цифры на 25–30%.

По мнению аналитика Дениса Кускова, продажи «Билайна» и Tele2 через дилерские сети в действительности могли сократиться. Это связано в первую очередь с тем, что компании активно развивают альтернативные каналы продаж, поэтому количество новых абонентов в апреле у «Билайна» и Tele2 должно быть выше. К развитию нетрадиционной розницы операторов подталкивают аппетиты дилеров: за последний год стоимость подключения абонентов через дилерские салоны выросла примерно в 2,5 раза. Продавая контракты самостоятельно, операторы существенно снижают стоимость привлечения нового абонента.


Эксперты обещают рост продаж контрактов сотовых операторов в мае

Первой в Петербурге альтернативные каналы продаж начала развивать Tele2, распространяя SIM-карты через промоутеров. Как раз в апреле вслед за Tele2 за развитие нетрадиционной розницы взялся «Билайн»: в качестве альтернативы продажам через дилерские сети компания также практикует продажи в гипермаркетах и семплинг (через промоутеров). Развитие нетрадиционной розницы в пресс-службе «Билайна» охарактеризовали как «эксперимент, который не будет вечным». Данные о доле продаж контрактов через альтернативные каналы компания пока не разглашает.

Текущий расклад на петербургском рынке сохранится на протяжении, как минимум, ближайшего квартала: «МТС» и «Билайн» продолжат борьбу за второе место в регионе. Тем не менее, в «раздувании» абонентской базы компании не заинтересованы. «Билайн» раздает SIM-карты с бонусным количеством SMS-сообщений, но нулевым балансом. Чтобы использовать бонус, необходимо пополнить счет.

В том, что операторы стремятся искать собственные выходы на потребителей, аналитики видят перспективную практику. «В то же время операторы должны бороться с недобросовестной работой дилеров и промоутеров, пресекая бесплатную раздачу SIM-карт и продажу SIM-карт без маржи. В противном случае напряжение между операторами и дилерами будет только нарастать», — заключил Денис Кусков.

Анастасия Симакина