Разделы

Телеком ИТ в торговле

Сотовый ритейл: «Система» ударит по агрессии вдохновением

Компания «ТС-Ритейл» в ближайшие несколько лет получит от АФК «Система» порядка $150 млн. инвестиций на создание розничной сети нового формата. Всего планируется открыть около 3 тыс. магазинов. «Система» не собирается делать клон существующих сетей и хочет предложить магазины принципиально нового формата под новым брендом. Участники рынка с интересом будут следить за становлением сети, хотя отмечают, что принципиально новый формат придумать сложно. Аналитики ставят под сомнение успешную реализацию проекта.

Проект по развитию сотового ритейла, зародившийся в АФК «Система» в феврале 2007 г., спустя 9 месяцев обретет новые очертания. В ноябре компания «ТС-Ритейл» будет преобразована из ООО в ОАО. В настоящее время 100% ее акций принадлежат МТС. Планируется, что у МТС должно остаться 25% акций, по 15% получат сама «Система», а также ее предприятия - Московский банк реконструкции и развития, «Комстар-ОТС», «Интурист» и «Система Масс-Медиа». Как сообщил генеральный директор «ТС-Ритейл» Сергей Фоменков, в ноябре также будет представлен новый бренд компании, под которым, используя опытApple Store, будут созданы магазины принципиально нового формата. Планируется открывать салоны, где будут продаваться не только сотовые телефоны и аксессуары, но также услуги и товары всех предприятий, входящих в холдинг. Активно будут предлагаться конвергентные услуги.

Сейчас «ТС-Ритейл» объединяет 110 магазинов под брендом МТС. У самой МТС порядка 400 собственных торговых точек. Сергей Фоменков рассказал, что МТС к концу года откроет еще 250-300 магазинов, а «ТС-Ритейл» - порядка 50 салонов нового формата, 10 из них в Москве. В ближайшее время будет принято решение о развитии магазинов от МТС. Общее количество салонов АФК «Система» в ближайшие несколько лет достигнет 3 тыс. Инвестиции в развитие сети оцениваются в $150 млн. (в среднем $50 тыс. на один салон). Г-н Фоменков отметил, что планы по открытию 1000 салонов связи к концу 2007 г. - все-таки не самоцель, так как акционерами поставлена конкретная задача на 3 ближайших года. Он подтвердил, что возможны приобретения отдельных сетей, где есть подходящие помещения площадью от 60 до 300 квадратных метров. «ТС-Ритейл» планирует открыть ряд флагманских магазинов по 250-300 квадратных метров с самым широким спектром услуг, хотя основную массу все-таки составят салоны площадью 60-80 квадратных метров. Товарный запас на такую торговую точку будет составлять около $100 тыс.

Генеральный директор ТС-Ритейл Сергей Фоменков: наш формат сотового ритейла будет не навязывать продукцию, а вдохновлять на ее приобретение
Генеральный директор "ТС-Ритейл" Сергей Фоменков: наш формат сотового ритейла будет не навязывать продукцию, а вдохновлять на ее приобретение

Глава «ТС-Ритейла» считает, что нынешний формат сотового ритейла в России на 5-7 лет отстал в развитии от продуктового ритейла, где массовый покупатель в крупных городах уже не идет на оптовый рынок с палатками, а отправляется в супер- и гипермаркеты типа «Ашана». «Борьба за качество в российском сотовом ритейле сводится к внешним элементам, - говорит г-н Фоменков. - Бренды компаний выдержаны в довольно агрессивных цветах, например, в ярко-желтом. Рынок не интересуется нуждами покупателя, он агрессивно навязывает ему продукцию. Мы хотим изменить это и исходить именно из потребностей людей».

Каждый салон под новым брендом будет включать несколько сегментов: в частности, т.н. зону «быстрых покупок», «бродкастовую» зону, где будут демонстрироваться новые продукты, возможна «банкоматная» зона для круглосуточного доступа по оплате услуг. Для борьбы с очередями могут быть созданы терминалы для формирования пречеков.

В «ТС-Ритейле» отмечают, что в магазинах нового формата, который разработан на основе Apple Store, посетителю должно быть прежде всего комфортно. Консультанты пройдут усиленную подготовку по той или иной специализации и должны будут доносить информацию до покупателей самым корректным образом. «В условиях масштабного и насыщенного информационного поля важно, чтобы необходимая информация была получена максимально ясно, в том виде и объеме, который нам нужен, и при этом на ее получение должно быть затрачено минимум времени и усилий, - говорится в сообщении компании. - И в тот момент, когда мы получаем нужную информацию, у нас тут же рождается правильное решение. Нам все предельно ясно - и наступает момент озарения». По мысли разработчиков, идея нового бренда компании заключается в том, чтобы «объяснять и вдохновлять» покупателя, а также помогать ему удачно реализовывать себя в жизни. Основной целевой аудиторией новых салонов в «Системе» видят 15-35-летних людей, с оптимизмом смотрящих в будущее.

Участники рынка с интересом отнеслись к планам «ТС-Ритейла», но уверены, что принципиально новый формат сети предложить трудно. «Будем следить за инициативами уважаемых коллег, - отметили в пресс-службе компании «Евросеть». - Мы постоянно расширяем ассортимент товаров и услуг и работаем над повышением уровня и качества обслуживания и сервиса, но сложно придумать какой-то новый формат торговли и общения с покупателями». Что касается бренда «Евросети» и желтого цвета, на которые намекал Сергей Фоменков, то в крупнейшем сотовом ритейлере России и СНГ напомнили об исследовании агентства Interbrand совместно с журналом BusinessWeek, согласно которому “Евросеть” является самой узнаваемой маркой на розничном рынке и входит в рейтинг 40 самых дорогих брендов России.

Основная сложность, с которой столкнется новый игрок при построении торговой сети фактически с нуля, - это недостаток эффективных торговых мест, - комментируют планы «ТС-Ритейла» в компании «Диксис». - Российский рынок сотового ритейла сегодня практически поделен между крупнейшими федеральными игроками, и найти подходящее место под новые торговые точки будет довольно непросто. Кроме того, стоит учитывать, что другие участники рынка не будут стоять на месте. Что касается формата сети, то продажа в салонах собственных продуктов, безусловно, станет некоторым преимуществом - потребитель, выбирая подходящий контракт для подключения, может предпочесть магазин непосредственного оператора». В то же время минимальные вложения, необходимые сегодня для открытия качественной торговой точки, тем более заявленного формата, в «Диксисе» оценивают в $70 тыс.

Аналитики сомневаются в том, что планы АФК «Система» по развитию сети сотового ритейла нового формата будут успешно реализованы. «Проект выглядит весьма туманно, не совсем верно интерпретируется идея Apple Store, - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. - Скорее всего, через год мы узнаем о смене стратегии».

Андрей Арсентьев