[an error occurred while processing this directive]
Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Кирилл Новиков: ИКТ сегодня являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности кредитной организации

Кирилл Новиков

На вопросы CNews отвечает Кирилл Новиков, директор по развитию бизнеса компании INLINE Technologies.

CNews: Чем характеризуется, на ваш взгляд, нынешнее состояние банковского сектора?

Кирилл Новиков: Банковская система в России последние год-два, безусловно, переживает бурный рост розничных услуг. Конкурентная борьба идет за диверсификацию рисков, снижение расходов на бэк-офис на единицу активов, развитие сети розничных отделений и увеличение как перечня услуг, так и абсолютного размера объема операций. Экспансия «вширь и вглубь» требует развития средств корпоративной связи и систем передачи информации, объединяющих все информационные и вычислительные ресурсы.

Несомненно, возрастает количество операций, связанных с кредитованием физических лиц и с проблемой невозвратов этих кредитов на фоне отсутствия системы кредитных историй. Накопление такой информации, создание своего собственного кредитного бюро и даже обмен данными с банками-конкурентами на сегодняшний день — осознанная необходимость многих игроков на рынке. Эти факторы влияют на повышение интереса к системам хранения и обработки данных высокой надежности и доступности, системам резервного копирования информации.

Доходность розничных продуктов падает, и розничные услуги становятся интересными банкам только при достижении определенных масштабов. Портфели розничных кредитов в ближайшее время должны вырасти с десятков миллионов до сотен миллионов долларов. Рост количества розничных и корпоративных продуктов и осознанная стратегия увеличения их продаж за последний год сформировали у многих кредитных организаций необходимость улучшения качества обслуживания клиентов и как следствие внедрение центров обработки вызовов как одного из основных инструментов продаж розничных услуг. На мой взгляд, за прошедший год понимание этого вопроса сильно изменилось.

Рост безналичных расчетов и вновь, после кризиса 1998 года, колоссальное проникновение банковских пластиковых карт в широкие слои населения приводят к увеличению количества банкоматов. За их парком приходится следить, и сама по себе задача поддержания их в работоспособном состоянии становится непростой при всевозрастающем их количестве. На сегодняшний день очень много банков используют банкоматы, работающие по протоколу X.25. Сложность, а порой и невозможность контролировать состояние таких банкоматов несет в себе массу проблем, которые в конечном счете отрицательно сказываются на конкурентоспособности. Наша компания предлагает уникальное решение по мониторингу работы банкоматов по протоколу X.25.

Таким образом, я уверен в том, что ИКТ сегодня являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности кредитной организации.

CNews: Решение каких ИТ-задач наиболее актуально сегодня для отечественных банков, по вашему мнению?

Кирилл Новиков: Как я уже отмечал выше, бурный рост розничного бизнеса обуславливает повышенные требования к ИТ-инфраструктуре кредитной организации, а также развитие новых ИТ-сервисов. Как следствие достаточно серьезные инвестиции приходятся на развитие относительно новых ИТ-сервисов, таких, как центры обработки вызовов, интернет-банкинг и пр.

Сегодня ИТ-нфраструктура крупнейших российских банков становится все более сложной, применяемые технологии базируются на решениях от нескольких производителей, а рост используемых в банках приложений носит зачастую лавинообразный характер. Одновременно требования к производительности и доступности ИТ-сервисов постоянно ужесточаются. Вследствие этого перед большинством наших заказчиков стоит задача комплексного мониторинга и управления своей ИТ-инфраструктурой. Конечно, данные задачи банки пытались решать и раньше, однако, как правило, вся активность в этом направлении сводилась к закупке локальных программных средств, призванных осуществлять мониторинг и управление каким-то одним типом оборудования от одного производителя. Таким образом, на сегодняшний день наблюдается устойчивая потребность банков в комплексных, интегрированных системах мониторинга, позволяющих прогнозировать возможные проблемы с работоспособностью ИТ-сервисов, а в случае их возникновения — быстро локализовывать места их возникновения.

Кроме того, не могу не отметить и вопросы информационной безопасности. Хотя многие банки, в особенности окологосударственные, традиционно очень серьезно подходили к вопросам информационной безопасности, появление стандарта СТО БР ИББС-1.0-2006 Банка России, который пока носит рекомендательный характер, придаст новый импульс развитию технологий безопасности в банках. Уже сейчас можно сказать, что многие положения данного стандарта учитываются при проектировании и внедрении новых ИТ-сервисов.

CNews: Насколько успешно российские банки решают задачу интеграции установленного ПО?

Кирилл Новиков: Я бы рассматривал данную задачу несколько шире. На мой взгляд, речь скорее идет о консолидации ИТ-активов кредитной организации, к которым наряду с ПО можно отнести вычислительные ресурсы, а также непосредственно данные. Если раньше зачастую во многих банках использовался подход «новая прикладная задача — новый сервер — выделенный администратор», что, естественно, требовало серьезных затрат на эксплуатацию такого рода систем, то сейчас наметился обратный процесс, что, соответственно, обуславливает необходимость создания единой интеграционной платформы для большинства кредитных организаций. Особняком при решении данных задач стоит вопрос интеграции бизнес-процессов и приложений, т. е. создание так называемой интеграционной шины, которая призвана сделать ИТ-архитектуру более гибкой.

CNews: Какая доля вашего оборота приходится сегодня на финансовый сектор?

Кирилл Новиков: Для нашей компании финансовый сектор всегда был приоритетным, так как банкам и страховым компаниям наличие ИТ-инфраструктуры необходимо с точки зрения ведения бизнеса. Проекты в финансовой сфере составляют порядка 24 % в структуре совокупного оборота INLINETechnologies, однако при этом уровень доходности этих проектов остается одним из самых высоких.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы вами для банков в 2005 г.?

Кирилл Новиков: Примечательным стал для нашей компании проект по полной модернизации ИТ-инфраструктуры «Интерпромбанка». В результате реализации проекта банк получил в распоряжение высокоэффективную ИТ-инфраструктуру с единой системой управления, удовлетворяющую всем современным требованиям по производительности, безопасности и защите от несанкционированного доступа, а также обеспечивающую масштабируемость и гарантированную сохранность данных и информации.

Хочу также отметить интересные проекты, завершение реализации которых планируется в ближайшее время.

Во-первых, это проект по построению центра обработки вызовов (контакт-центра) в банке «Возрождение». Внедрение контакт-центра позволит банку сократить операционные расходы на поддержку клиентов, существенно повысив качество и скорость их обслуживания. Контакт-центр — мощный инструмент анализа всех поступающих вызовов, который дает возможность оперативно следить за качеством предоставляемых услуг и эффективностью новых продуктов. При этом замечу, что главный эффект еще впереди — работа по интеграции бизнес-приложений только начата.

Во-вторых, не могу не отметить проект по построению комплексной системы мониторинга ИТ-процессов и ИТ-ресурсов филиальной сети для одного из крупнейших коммерческих банков. Уникальность данного проекта заключается в том, что нам удалось создать единую интегрированную систему мониторинга, построенную на передовых решениях разных производителей (IBMTivoli, BMCRemedy, ManagedObjects) и одновременно обеспечивающую комплексный анализ состояния ИТ-инфраструктуры, ресурсов и сервисов.

CNews: Каковы ваши планы по продвижению на этом вертикальном рынке в ближайший год?

Кирилл Новиков: Традиционно кредитные организации являются потребителями практически полного спектра услуг и продуктов, составляющих портфель решений INLINETechnologies. В связи с этим надеюсь, что в ближайшей перспективе объем проектов в кредитной сфере возрастет. В частности совсем скоро наша компания предложит ряд вертикально ориентированных решений, направленных на повышение управляемости ИТ-подразделений крупных банков. По сути, это расширяемый набор систем управления различными аспектами ИТ в крупной компании, начиная от инфраструктуры и заканчивая управлением персоналом, финансами, активами ИТ-подразделения.

Предлагаемое нами решение является аналогом системы поддержки принятия решений для ИТ-руководителя любого уровня и, как аналог СППР в бизнесе, позволяет консолидировать информацию из различных информационных систем (систем управления), консолидировать и визуализировать в различных формах. Решение также позволяет отобразить существующие в организации бизнес-процессы и поставить им в соответствие используемые ИТ-ресурсы, что позволяет при возникновении проблемы в ИТ сразу увидеть ее влияние на бизнес и оценить приоритетность исправления по сравнению с другими аналогичными проблемами. Другими словами, данное решение позволяет руководителю получить объективную картину о состоянии ИТ-инфраструктуры в сфере его ответственности.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS