Обозрение подготовлено

версия для печати
Рынок СОА в России кишит мифами и подделками

Рынок СОА в России кишит мифами и подделками

Примечательно, что сегодня к модной аббревиатуре СОА поставщики стремятся "притянуть за уши" имеющийся продуктовый ряд, в результате чего у неподготовленной аудитории возникает смешение понятий. Множество решений, позиционируемых как СОА, способно вызвать путаницу и сформировать негативное отношение к "настоящей" СОА.

"Только единицы интеграционных проектов могут действительно называться СОА-проектами, и на текущий момент, в России нет законченных проектов подобного рода, - убеждена коммерческий директор по продуктам Middleware компании Sun Microsystems Наталия Светличная. - Данное направление только развивается, и для того, чтобы компания могла начать СОА проект, необходимо чтобы ее инфраструктура соответствовала требованиям, предъявляемым к подобного рода проектам. К сожалению, с точки зрения развития ИТ в России и странах ближнего зарубежья пока таких компаний нет. Крупные компании действительно думают о построении сервисно-ориентированных архитектур, но пока останавливаются только на интеграционных проектах".

По мнению консультанта по направлению "Логистика" компании "Корус консалтинг" Андрея Скатина, заказчики полностью готовы к начальному этапу внедрения СОА систем либо точно уверены, что им СОА не нужна. Однако зачастую заказчики имеют ошибочное представление о СОА, основанное, видимо, на не очень качественном источнике. И в таком случае интеграторам приходится тратить больше времени на объяснение базовых вещей.

ИТ-компаниям необходимо не забывать о том, что существуют две категории заказчиков. Первые хорошо разбираются в ИТ и не нуждаются в доводах в пользу СОА - они и сами готовы их привести. Такие заказчики уже готовы к подобным проектам. Вторая категория клиентов не имеет сильной ИТ-команды, ей необходим "СОА-ликбез". Требуется доказать на практике, почему при использовании данной методологии бизнес почувствует себя лучше.

Решит ли СОА все проблемы?

О том, что СОА не следует воспринимать как ИТ-лекарство для бизнеса на все случаи жизни, эксперты рынка говорили не раз. В AMR Research считают, что по мере распространения СОА заказчики будут сталкиваться со специфическими проблемами, которые при реализации пилотных проектов остаются незамеченными. Со временем увеличится  количество задействованных в таких проектах специалистов, надо будет понимать, какие сервисы требуется создавать, а какие можно использовать повторно, необходимо будет определиться, кто будет отвечать за обслуживание сервисов, за их дальнейшее развитие.

По наблюдениям Gartner, заказчики разочаровываются уже сегодня, видя, что сервисы, разработанные под одну задачу, не могут быть применены при решении других. Другие причины неуспешных проектов СОА — это недостаточная четкость поставленных задач, слабая координация между бизнес-подразделениями, развертывание систем СОА отдельно друг от друга, длительное моделирование интерфейсов и др. Но чаще внедрение СОА проходит успешно, и заказчики продолжают начатые проекты. В 2008 году, с укрупнением проектов СОА, главным вопросом станет управление ими.

Директор по разработке ПО "Крок" Алексей Добровольский самым важным считает тот факт, что сегодня СОА перешла из разряда модных концепций в категорию практического использования в проектах развития ИТ-инфраструктуры. "Прошла первая волна ажиотажа, связанного с СОА, появилось понимание проблем, при которых применение подходов СОА действительно оправдано, появился первый опыт внедрения, получены первые результаты, позволяющие оценить применимость подходов СОА к своим задачам, - отметил он. - Постепенно и СОА-вендоры начинают проявлять большую активность в реализации проектов СОА, заниматься не только маркетингом, но и участием в реализации пилотных проектов и полноценных внедрений".

Российские СОА-первопроходцы

На российском рынке в настоящее время в стадии реализации находится, по оценке CNews Analytics, не менее 20 СОА-проектов. К примеру, "Ланит" и "БинБанк" построили платформу для быстрого создания сервисов банка, которая сегодня позволяет обрабатывать 400 тыс. событий в день, приходящих из 170 источников информации (в банке работает 9 типов систем). Именно благодаря наличию СОА в прошлом году банк успешно и в короткие сроки перешел на новую централизованную АБС. Компания "БиАй Телеком", используя СОА, помогла "Росно" перейти на безбумажный документооборот. В результате этого проекта была построена основа для перехода на современную ИТ-архитектуру, что позволило гибко и эффективно вносить изменения в существующий процесс и автоматизировать другие процессы компании. Кстати, сроки внесения изменений в процесс сократились до часов и дней.

Внедрение решения Ensemble в ГК "Связной" позволило автоматизировать бизнес-процессы обработки документов и сбора сервисных заявок с более чем 1590 торговых точек сотового ритейлера. Созданная в администрации Красноярского края система KrAI на основе Ensemble объединила 19 различных приложений и позволила смоделировать регион как объект государственного управления. Внедренное решение дало возможность более эффективно управлять бюджетным процессом и краевым имуществом. А проект в группе компаний "Медси" позволил интегрировать разнородные медицинские информационные системы сети клиник.

В банке "Ренессанс Кредит" сервис-ориентированная архитектура стала каркасом для интеграции бизнес-процессов и поддерживающей ИТ-инфраструктуры. Разработка принципиально нового бизнес-процесса от начала сбора требований до запуска в опытно-промышленную эксплуатацию заняла всего два месяца. За время построения СОА в банке внедрены 6 новых ИТ-систем, в том числе скоринговая система и западная АБС. СОА дала возможность плавной миграции с одной системы на другую. Скорость запуска новых услуг стала ключевым фактором выбора СОА и для "ВымпелКома". За полтора года компания благодаря использованию этой платформы запустила 17 новых проектов. Лишь перейдя на гибкую архитектуру, компания осознала, что может сократить цикл разработки новых сервисов.

СОА-методология

Компании, занимающиеся реализацией подобных проектов, к сожалению, не очень охотно рассказывают об их проблемах, зато делятся положительным опытом, полученным в результате, они готовы давать рекомендации и другим участникам рынка. Директор департамента интегрированных бизнес решений "Ланит" Денис Реймер считает, что заказчику при реализации СОА-проектов очень важно уделить должное внимание кастомизации и не бояться отхода от стандартных решений. Методология внедрения компании "Форс", по словам г-на Анфиногентова, состоит в том, что проект начинается с детального описания взаимодействий между системами. Далее требуется доказать, что всё имеющееся действительно может быть объединено. И, наконец, важно учесть возможность дальнейшего развития объединенного решения. По его словам, одна из проблем, которая часто возникает у заказчиков после внедрения СОА – это неконтролируемый рост сложности взаимодействия. Решением в этом случае должна стать централизация взаимодействия.

Системный архитектор компании Exigen Services Александр Уланов убежден, что чем быстрее реализуется СОА-проект - тем раньше наступает ожидаемый эффект. Однако особенность таких проектов состоит в том, что по мере их реализации компания осознает потребность в реструктуризации, на проведение которой не хватает ресурсов. Г-н Уланов отметил, что эффективнее всего внедрять СОА сможет компания, которая умеет осуществлять стратегическое руководство и реализовывать при этом тактические проекты.

Вице-президент Московского банка реконструкции и развития Игорь Кадощук считает, что успешность реализации подобного проекта будет обеспечена лишь в случае, если построенная система окажется не хуже предыдущей. Вторым важным принципом является компонентность: чем мельче будет функциональная компонента - тем меньше заказчик будет зависеть от ее поставщика. Перед началом проекта важно продумать систему маршрутизации данных между сервисами. А основной проблемой при реализации СОА-проекта может стать взаимное непонимание ИТ и бизнеса.

"Существуют три главных фундаментальных составляющих, которые играют критическую роль. Это вовлеченность топ-менеджеров, семантика на уровне бизнеса и ИТ и прозрачная модель владения информацией на всех уровнях предприятия, - говорит руководитель группы технологических и интеграционных решений SAP СНГ Константин Жуков. - Переход к корпоративной СОА – это, скорее, не разовый проект внедрения, а начало большого пути. Движущими факторами в корпоративной СОА являются не технологические, а процессно-ориентированные подходы".

СОА не помеха ERP?

Аналитики Gartner уверены, что распространение СОА повлечет за собой существенное сокращение рынка ERP. Пока этого не произошло, однако практически все ERP-системы уже либо переведены, либо переводятся на СОА. По данным Gartner, в 2007 году на базе СОА в мире создавалась примерно половина крупных новых проектов. В 2008 году, по оценкам аналитиков, 60% организаций будут поддерживать этот подход, а к 2010 году, согласно прогнозам, такая архитектура будет в той или иной мере использоваться в 80% новых систем. По прогнозам IDC, затраты на соответствующие программные средства составят 11 млрд долл.

Динамика проникновения СОА в мире (% использующих СОА новых систем)

Источник: Gartner, 2008

Сейчас СОА используется в качестве интеграционной платформы, объединяющей существующее на предприятии множество отдельных систем, например, унаследованных при поглощении компаний. По данным AMR Research, в 2007 году количество развернутых СОА в мире увеличилось вдвое, причем на каждый из таких проектов в среднем было израсходовано 1,4 млн долл. В конце 2008 года, по предварительным оценкам, затраты выросли вдвое — главным образом за счет расходов на развитие уже внедренных решений в этой области. Но если 2007 год стал годом пилотных проектов, позволяющих заказчикам проверить эффективность СОА при разработке и использовании бизнес-приложений, то текущий год станет годом, когда наиболее удачные проекты получат дальнейшее развитие, ведь у заказчиков появилось желание активно внедрять эту технологию в рабочие процессы.

С появлением СОА организациям, похоже, больше не нужно будет выбирать между стандартизированными решениями на основе ERP и дорогостоящими заказными приложениями. Организационные и технологические барьеры сокращаются, а в центре внимания оказываются бизнес-процессы и информация.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS