Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Российские спутники в вечном дефиците

Российские спутники в вечном дефицитеВ 2006 году потребители российской спутниковой емкости испытали острый ее дефицит, который привел к росту стоимости аренды каналов и снижению темпов рынка. Намеченные запуски новых спутников вряд ли устранят эту проблему в ближайшие годы.

Большой спрос, малое предложение

Российский рынок спутниковой связи в статистике Мининформсвязи не выделяется в отдельную категорию, а объединен с услугами радиосвязи, радиовещания и телевидения. Совокупный объем этих услуг, который до последнего времени рос на уровне 30-35% в год, едва превышает 3% от всего российского телекоммуникационного рынка. Прошедший год стал исключением — по итогам 9 месяцев 2006 года доходы в этом сегменте выросли всего на 13,7%, что в 2-3 раза ниже темпов предыдущих лет.

Российский рынок радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи, 2003-2006

Источники: Мининформсвязи России, CNews Analytics, 2006

По оценкам экспертов спрос на спутниковую емкость в России повышается на 15-20% в год. Большую роль в развитии отечественного сектора сыграло упрощение процедуры регистрации земных станций в Ku-диапазоне. Однако дефицит бортовой емкости привел в 2006 году к значительному повышению стоимости аренды ресурсов космических аппаратов российской орбитальной группировки. В то же время активному использованию бортовой емкости иностранных спутников российскими арендаторами препятствует действующее Положение о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем связи и вещания в информационном пространстве РФ, утвержденное Правительством РФ еще 01.02.2000 г. А использование емкости иностранных спутников лишает российских операторов возможности регистрировать земные станции по упрощенной процедуре в соответствии с решениями ГКРЧ1, принятыми в 2004 и 2005 году.

После запуска спутников «Ямал-200» и «Экспресс-АМ» в 2003-2005 гг. на российском рынке предложение спутникового ресурса превысило спрос, и цены на ресурс в этот период снизились на 20-30%. Рынок в то время развивался довольно активно: по некоторым оценкам, рост составлял около 15-20% в год. Однако в 2006 году десятка функционирующих спутников на орбите было явно недостаточно для удовлетворения растущего спроса. К началу 2007 года космические аппараты российской группировки оказались практически полностью загружены, а число полноценно работающих спутников сократилось до 8. Напомним, что 29 марта 2006 года был уничтожен спутник "Экспресс-АМ11". А в начале апреля 2007 года вследствие аварии спутника «Ямал-201» было нарушено телевещание и оказание услуг передачи данных во многих российских регионах. И хотя авария была устранена, она дала понять, что уровень износа отечественной группировки довольно велик.

Таким образом, спрос на спутниковую емкость еще больше превысил предложение. Правда, в этом году планируется запустить два аппарата, а в 2008 году — еще два. Но эти запуски, по-видимому, смогут лишь частично решить проблему дефицита емкости. Возможно, этот вопрос будет снят с повестки только к 2015 году, к которому число спутников связи на орбите планируется увеличить на 40% относительно показателя 2006 года — до 14 аппаратов.

VSAT готовится к прыжку

Движущей силой роста отечественного рынка спутниковой связи является развитие услуг телевидения и сетей VSAT. Российский рынок VSAT только формируется. Для него характерно увеличение числа игроков (как операторов, так и производителей оборудования) и усиление конкуренции. Борьба за крупного заказчика приводит к агрессивной ценовой конкуренции, и региональные игроки порой упрекают столичных операторов в демпинге и захвате рынка.

В 2006 году основные игроки рынка VSAT достигли определенных успехов. Так, компания «Сетьтелеком», владеющая сетью Altegro Sky, с момента начала предоставления услуг в ноябре 2004 года увеличила число абонентских спутниковых терминалов более чем до 1200, впервые среди российских операторов пройдя тысячный рубеж. «Далеко за тысячу» перевалило число установленных станций КБ «Искра», оказывающая услуги в Сибири. Компания «Айпинэт» увеличила число VSAT в своей сети в 2,7 раза до 750, а объем продаж — в 3,5 раза. У «СТЭК.КОМ», развернувшей на территории России одноименную сеть спутниковой связи на базе оборудования SkyStar360E и SkyEdge и являющейся ее оператором, — более 600 VSAT-станций. Компания «Веб Медиа Сервисез» (торговая марка сети Helios Net) отмечает рост потребляемого спутникового ресурса в 2,5 раза и 70% рост прибыли. Выручка компании «Рейс Телеком» (оператор сети SPIN) от оказания услуг выросла на 50%.

Большое значение для развития отечественного рынка VSAT имеют национальные проекты по обеспечению каждого населенного пункта связью («Универсальная услуга») и каждой школы — доступом в интернет («Образование»). Благодаря этим масштабным проектам, по оценкам экспертов, к концу 2007 года число абонентских терминалов в России может превысить 10 тыс. Одна только группа компаний «Синтерра» к концу апреля 2007 года смонтировала в школах 1500 станций VSAT для организации доступа интернет в рамках реализации нацпроекта «Образование». И что не менее важно, многим потенциальным потребителям эта технология станет знакомой. Наконец, создание базовой инфраструктуры заложит основу предоставления телекоммуникационных сервисов коммерческим заказчикам.

Однако на пути развития VSAT-рынка остается сложная забюрократизированная процедура регистрации разрешений, а также требования иметь индивидуальный санитарный паспорт на каждую станцию и проводить для нее отдельные измерения излучений и пр. По словам операторов, получение заключений Роспотребнадзора на размещение и эксплуатацию станций VSAT является едва ли не самой трудоемкой и затратной частью всего процесса оформления разрешения. Как оказалось, упрощенная процедура, установленная Мининформсвязи, на Роспотребнадзор не распространяется, поскольку тот руководствуется собственными нормативными документами.

Кроме того, на российских спутниках отсутствуют соответствующие транспондеры Ku-диапазона, с помощью которых можно перейти к использованию антенн малого диаметра (76-90 см). Последний фактор является одним из основных тормозов для выхода игроков рынка VSAT на массовый сегмент частных пользователей. Поэтому в настоящее время рынок индивидуальных клиентов развивается недостаточно активно (доля таких абонентов не превышает 4-5% даже у тех операторов, которые ориентируются на этот сегмент) и ограничен, главным образом, элитным жильем (коттеджи), которое удалено от проводной инфраструктуры.

Не менее остро стоит проблема зарубежных поставок абонентских приемопередающих терминалов. Ввоз радиоэлектронных средств по-прежнему не отрегулирован. Несмотря на то, что существует решение ГКРЧ, по которому утвержден перечень радиоэлектронных средств, допущенных к ввозу в Россию без специального разрешения, таможенники требуют отдельное разрешение на ввоз каждой партии. Очевидно, что это сильно затягивает сроки легальной поставки оборудования и тормозит развитие рынка в целом.

Тем не менее, объем поставок станций VSAT в Россию впечатляет. Так, один из основных игроков — компания Hughes Network Systems — поставила на российский рынок в 2006 году более 4 тысяч станций, а к началу 2007 года имела заказов еще почти на 5 тысяч VSAT.

Перспективы роста — за счет VSAT и мультимедиа

В перспективе эксперты прогнозируют сохранение сегодняшних темпов роста российского рынка спутниковой связи. В ближайшие годы основными движущими силами здесь останутся телерадиовещание, а также развитие сетей VSAT и мультимедийных услуг.

Одним из условий успешного развития рынка по-прежнему является необходимость расширения полос частот, выделяемых для применения упрощенной процедуры регистрации земных станций, и постепенный переход к уведомительному принципу регистрации. А это возможно только при решении более глобальной задачи — конверсии радиочастотного спектра.

В соответствии с Федеральной космической программой России на 2006–2015 гг. до 2015 года планируется запуск не менее 15 космических аппаратов, часть из которых придет на смену существующим спутникам, выработавшим свой ресурс.

Кроме того, обещают, что глобальная навигационная система ГЛОНАСС будет запущена к концу 2007 года, однако эти планы кажутся нереалистичными. Ведь для этого Роскосмос должен вывести  на орбиту 18 космических аппаратов этой системы, в то время как сам он ранее заявлял о том, что окончание работ по созданию ГЛОНАСС запланировано на конец 2009 года (к этому сроку на орбиту должны быть выведены 24 спутника). Пока, по данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС на 2 апреля 2007 года, число работающих спутников в системе достигло всего лишь шести, а доступность сервисов ГЛОНАСС — 2,1%.

1 Решения ГКРЧ от 06.12.2004 г. № 04-03-02-001 и от 04.07.2005 г. № 05-07-01-001.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS