Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ-отрасль нуждается в инновационных идеях
Информатизация регионов сегодня находится в зоне пристального внимания российского ИТ-сообщества. Герман Лопаткин, министр информационных технологий и связи Ростовской области, в интервью CNews рассказал о главных проектах региона, их значении для граждан и власти и конкретных шагах, которые предпринимаются для формирования по-настоящему цифрового общества.

Герман Лопаткин

CNews: Как вы оцениваете уровень развития ИТ в Ростовской области на общем фоне информатизации страны?

Герман Лопаткин: Развитие информационных технологий тесно связано с глобальными процессами формирования нового технологического уклада и социально-экономической организации государственного управления. Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых сфер деятельности: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни.

Ростовская область занимает прочные позиции среди регионов-лидеров по уровню развития ИТ-сферы. Информатизация охватывает все отрасли экономики. Большое внимание при этом уделяется также ликвидации цифрового неравенства.

В 2014 году жителям области уже предоставлено более 120 тысяч государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Цифровое телевидение уже доступно более 3,5 млн жителей региона, введены в эксплуатацию 54 объекта сети цифрового телевизионного вещания. У нас открыт первый в России центр медиаграмотности, деятельность которого направлена на повышение уровня информационной грамотности населения.

В октябре в Ростовской области откроется «Южный ИТ-парк», который будет представлять собой пространство для взаимодействия ИТ-специалистов всех уровней и поможет развитию ИТ-отрасли в нашем регионе.

CNews: Обозначьте основные вехи реализации проекта «Электронное правительство» на уровне региона. Что считаете достижением на каждом из этих этапов?

Герман Лопаткин: Самой важной задачей было обеспечение государственных служащих нашей области единым инструментом электронного взаимодействия как с федеральным органами исполнительной власти, так и внутри региона, на уровне органов исполнительной власти и местного самоуправления области.

При построении системы электронного правительства в Ростовской области необходимо было разработать или актуализировать административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, а также разработать и согласовать технологическую карту межведомственного взаимодействия по всем услугам области, согласно принятым административным регламентам. Кроме того, перед нами стояла задача провести техническую реализацию данного проекта начиная от защищенных каналов связи и заканчивая переводом в электронный вид государственных и муниципальных услуг из перечня постановления правительства 1993-р.

В результате проделанной работы были введены в эксплуатацию региональная система межведомственного электронного взаимодействия и система исполнения регламентов, являющиеся основой создания электронного правительства области.

В региональную систему межведомственного электронного взаимодействия включены все органы исполнительной власти, местного самоуправления, многофункциональные центры, а также иные органы и организации, участвующие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

CNews: Какое значение отводится проекту по созданию и – теперь уже – развитию электронного правительства в области?

Герман Лопаткин: С каждым днем Ростовская область продвигается все дальше и увереннее в реализации проекта электронного правительства. Мы понимаем, что за предоставлением услуг в электронном виде – будущее. Но прежде чем войти в это будущее, люди еще не один год будут обращаться в органы власти непосредственно. Поэтому с нашей стороны необходимо создать условия для их комфортного общения с органами власти. С этой целью мы успешно развиваем сеть МФЦ по всей области.

CNews: Обозначьте функции, которое электронное правительство полноценно выполняет для жителей области уже сегодня?

Герман Лопаткин: Основная функция электронного правительства для жителей Ростовской области – получить государственную или муниципальную услугу, как можно быстрее и качественнее, при этом с минимальным количеством раз посещения органов власти, а желательно и вообще полностью в электронном виде. Наиболее популярными услугами являются услуги зачисления в детские сады, регистрации актов гражданского состояния и услуги социальной сферы. Все эти услуги в настоящий момент переведены в электронный вид и доступны гражданам области для подачи заявлений с использованием функционала единого и регионального порталов государственных услуг.

CNews: Какие положительные изменения, произошедшие в сфере как межведомственного взаимодействия, так и взаимодействия граждан и государства с момента внедрения ЭП, можете отметить?

Герман Лопаткин: В обоих случаях – как в сфере межведомственного взаимодействия, так и взаимодействия граждан с органами власти и местного самоуправления Ростовской области – среди основных изменений можно выделить то, что все большее количество людей начинают пользоваться информационными системами электронного правительства: заполнять заявления на получение государственной услуги в электронном виде на региональном портале государственных услуг, а не выстаивая очереди в коридорах ведомств; направлять межведомственный запрос в электронном виде, а не курьером или почтой. Ведь недостаточно технически реализовать компоненты электронного правительства – необходимо научить ими пользоваться государственных служащих и граждан области.

CNews: Какие ИТ-решения лежат в основе инфраструктуры электронного правительства Ростовской области?

Герман Лопаткин: В основе инфраструктуры электронного правительства Ростовской области лежат решения компании «Ростелеком». При выборе решения мы опирались на степень его проработанности, возможность применения на территории всей области, а не для каждого ведомства в отдельности, а также на мнения коллег из других регионов нашей страны, использующих разные решения в данной сфере.

CNews: Планируете ли использовать аналитические инструменты?

Герман Лопаткин: В этом году Мининформсвязь области совместно с компанией «Ростелеком» внедрили инструменты получения статистической отчетной информации, во-первых, об отправленных с регионального портала государственных услуг заявках в органы исполнительной власти и местного самоуправления на предоставление государственных и муниципальных услуг, а во-вторых, о количестве направленных запросов в рамках межведомственного взаимодействия в электронном виде как регионального, так и федерального уровней. Получаемая информация позволяет нам строить рейтинги по основным показателям электронного правительства в разных срезах: временные периоды, услуги, сервисы, муниципальные образования, органы власти, МФЦ.

CNews: На каком уровне сегодня информатизация документооборота?

Герман Лопаткин: В 2011 году завершены работы по подключению Правительства Ростовской области к защищенной системе межведомственного электронного документооборота. Ростовская область стала первым субъектом Южного Федерального округа, подключенным к данной системе. С начала 2012 года обмен электронными документами с федеральными органами исполнительной власти осуществляется исключительно в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного документооборота.

Также следует отметить значительный вклад в процесс формирования электронного правительства в Ростовской области межведомственной системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело». В настоящее время она включает в себя 6 610 пользователей в более чем 780 организациях и учреждениях Ростовской области. Участниками системы «Дело» являются не только Правительство Ростовской области, но и органы исполнительной власти, Законодательное собрание Ростовской области, Контрольно-счетная палата, органы местного самоуправления, включая все городские и сельские поселения области и ряд других организаций. Министерство информационных технологий и связи Ростовской области с 2012 года имеет право на подключение к системе «Дело» неограниченного числа сотрудников всех органов власти Ростовской области, а также организаций-получателей средств областного бюджета. В настоящее время реализована мобильная версия клиента системы система «Дело», а также продолжается процесс совершенствования данного направления.

CNews: Как вы оцениваете риски, связанные с введением санкций со стороны западных вендоров, для вашего региона?

Герман Лопаткин: Текущее положение дел на мировой политической арене заставляет нас все больше обращать внимание на отечественных разработчиков и уходить от западных вендоров. Однако существует ряд систем, аналогов которых у нас нет, их нужно создавать, на это потребуется время. Сейчас мы все больше взаимодействуем с российскими поставщиками прикладных решений.

CNews: Каково ваше отношение к уникальным технологиям (новаторским разработкам, прорывным технологиям)? Готовы ли вы их использовать или предпочитаете следовать проверенным подходам и выбирать популярные решения?

Герман Лопаткин: Как я уже говорил, в Ростовской области откроется «Южный ИТ-парк». Мы подписали соглашение о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий с «Региональной корпорацией развития», регламентирующее взаимодействие между министерством и корпорацией при внедрении информационных и коммуникационных технологий на территории Ростовской области в рамках госпрограмм. Данное соглашение направлено на достижение нашей общей цели – наполнить донскую ИТ-отрасль инновационными конкурентоспособными идеями. Мы берем на себя ответственность по содействию нашим молодым ИТ-специалистам в реализации их стартап-проектов. Это поможет не только привлечь новых экспертов в отрасль, но и популяризировать ИТ-специальность.

Необходимо сконцентрировать в одном месте и сформировать благоприятные условия для работы ИТ-компаний Ростовской области, обеспечить предприятия вычислительными ресурсами нового поколения, а также уменьшить сроки разработки и вывода ИТ-продуктов на рынок. Это станет мощным толчком для развития региональной ИТ-отрасли.

CNews: Что уже сделано к середине 2014 года в таких областях, как перевод госуслуг в электронный вид, взаимодействие с другими ГИС регионального и федерального уровней и пр.?

Герман Лопаткин: Мы уже реализовали все услуги из перечня постановления 1993-р. На портале госуслуг жителям области, помимо федеральных услуг, доступны более 2000 региональных и муниципальных услуг. Вот наиболее популярные: «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»; «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в образовательных учреждениях расположенных на территории Ростовской области»; «Информирование о ходе оказания услуги «Подача заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования»; «Государственная регистрация заключения брака».

В настоящее время проводятся работы по совершенствованию механизма предоставления ранее опубликованных услуг на портале; разрабатываются новые сервисы, направленные на повышение уровня комфортности предоставления услуг в электронном виде.

Безусловно, внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс предоставления услуг гражданам позволяет ликвидировать такие насущные для российского общества проблемы, как многочасовые очереди, коррупция, что в свою очередь повышает качество данных услуг и удовлетворенность граждан при их получении.

CNews: Каковы планы развития проекта на 2014 год?

Герман Лопаткин: ИТ-отрасль нуждается в инновационных идеях. Донской регион имеет все предпосылки, чтобы стать лучшим в стране. У нас есть отличная научная база, в отраслевых учебных заведениях уже работают бизнес-инкубаторы. Ведется активная работа с молодежью: проводятся обучающие семинары, конференции, мастер-классы. Донские специалисты занимают призовые места в областных, федеральных и международных конкурсах.

Сейчас в Ростовской области разрабатывается стратегия развития ИТ-отрасли до 2020 года, которой занимается Южный федеральный университет.Особое внимание в данном документе будет уделено социальной сфере области, переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Кроме того, отдельно будет рассматриваться подготовка ИТ-кадров и насыщение рынка труда специалистами.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2014
Место в 2013 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., тыс.руб
1 Cognitive Technologies 8 362 337
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
3 Техносерв 6 988 113
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2013 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства
2 ФГУП "ППП" Поставка оборудования, расходных материалов, работы и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий
3 УСП Компьюлинк Поставка резервного комплекса программно-технических средств транзакционной и аналитической обработки данных информационно-технологической инфраструктуры ФСС РФ (включая установку и настройку)
Подробнее

Рейтинги

CNews: Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2014
Расходы региона на ИКТ, млн руб Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., млн руб
2013
1 29578.0 30.0
2 4964.4 0.0
Подробнее