Каждая компания обладает ИТ-инфраструктурой, в которую входят все существующие в организации информационные системы и приложения, автоматизирующие работу отделов (бухгалтерии, кадровой службы, отдела продаж) и производственные процессы. Эти приложения, как правило, работают с базами данных компании и могут серьезно нагружать ИТ-инфраструктуру.

В средних и крупных компаниях регулярно возникают ситуации, когда пользователи начинают жаловаться на снижение скорости обработки их запросов ИТ-системами. Своевременное выполнение задач – критичное условие для успешного бизнеса, типичные примеры таких задач – формирование регуляторной отчетности в банках или анализ поведения покупателей в крупной розничной сети.

Такая ситуация чаще всего возникает, когда требования бизнеса превышают возможности ИТ-инфраструктуры. Служба ИТ-поддержки компании далеко не всегда может самостоятельно выявить причину замедления работы, т.к. оборудование исправно, сбоев не зафиксировано, но «система тормозит», и что с этим делать, неизвестно. И тогда компании обращаются к тому, кто обладает соответствующими компетенциями: к интеграторам, производителям и поставщикам оборудования. Причин возникшей проблемы может быть множество, поэтому приглашенные специалисты первым делом проводят аудит ИТ-инфраструктуры заказчика.

Причина – в хранилище

Довольно часто оказывается, что серверы и сетевое оборудование в порядке, но в связи с возросшими нагрузками корпоративное хранилище данных перестало справляться со своими задачами.

В большинстве случаев производительность системы хранения данных (СХД) может быть определена заранее путем расчетов при подготовке ИТ-проектов в компании. Например, накануне внедрения BI-системы или ERP-системы. И, хотя системы внедряются с запасом прочности, к примеру, 30% в случае СХД, и с плановым жизненным циклом до 5 лет, на практике запаса может не хватить. Как показывают отчеты аналитиков, объемы данных растут лавинообразно. IDC считает, что 90% всей информации в мире было создано за последние два года. В бизнесе количество данных сегодня тоже растет темпами, которые опережают заложенные в ИТ-инфраструктуру возможности.

Задача аудита – определить, что же произошло на самом деле. Причиной сбоев может быть рост общего числа запросов к базам данных вследствие роста бизнеса, либо изменения бизнес-процессов, либо внедрения новой информационной системы, обращающейся к хранилищу данных. Это вполне вероятный сценарий, когда в связи с изменением бизнес-процессов ИТ-служба компании или внешний подрядчик меняет ландшафт приложений, из-за чего меняется характер работы всей ИТ-инфраструктуры. Типичный пример – внедрение BI-систем. Бизнес-аналитика всегда характеризуется большими объемами исследуемых данных и активной работой с СХД – например, посредством большого числа OLAP-запросов.

Кроме того, потоки данных не обязательно должны быть постоянными – СХД может испытывать трудности с быстродействием только в определенные периоды пиковой нагрузки – так, перегрузки часто случаются при упомянутом выше процессе формирования отчетности в банках. Такие ситуации могут случаться не только в банковском секторе, но и в страховых, управляющих компаниях, в сфере телекоммуникаций, розничной торговли, логистики и т.д.

Пример решения
Схема типового решения

Приведем простой пример того, как можно исправить подобную ситуацию. Допустим, крупная розничная сеть обратилась к нашим специалистам с просьбой решить аналогичную проблему и выдвинула два условия. Первое: поскольку существующее оборудование в порядке, нужно его по максимуму сохранить, защитив таким образом инвестиции в ИТ. Второе условие – компания собирается в скором времени менять ИТ-инфраструктуру путем строительства резервного ЦОДа, и предложенное Step Logic решение должно быть готово к таким изменениям без существенных доработок.

В области торговли и электронной коммерции на использовании мощных вычислительных ресурсов строится сам механизм продаж: логистика, анализ поведения покупателей, расстановка товаров, планирование закупок; от чего, в конечном итоге, зависят: повышение продаж, сокращение издержек, обеспечение лояльности клиентов. Еще один фактор – рост числа «цифровых покупателей». Этот новый класс клиентов привык выбирать лучшие предложения на рынке одним нажатием кнопки и находится в постоянном поиске персонализированных акций и промо-цен. Ритейлеры вынуждены искать инструменты, которые позволили бы создавать персонализированные предложения и направленно продвигать товар – это и BI, и большие данные, и другие технологии, основанные на обработке крупных массивов информации. Поэтому вопросы быстродействия систем для ритейла крайне актуальны.

Если существующая ИТ-система перестает удовлетворять требованиям бизнеса по хранению, скорости и качеству обработки данных, - увеличивается число жалоб пользователей на медленную работу бизнес-приложений, растет отток клиентов, увеличиваются сроки принятия внутренних решений, учащаются случаи мошенничества и т.д.

Итак, в компании заказчика аудит выявил, что причиной медленной обработки данных стала недостаточная производительность системы хранения данных: она перестала удовлетворять предъявляемым требованиям в результате расширения торговой сети после покупки другого ритейлера.

Следовательно, систему нужно модернизировать, соблюдая поставленные изначально условия. Существуют высокопроизводительные, надежные и проверенные решения, такие как системы класса IBM FlashSystem. Для крупной сети оптимальным выбором может стать IBM FlashSystem V9000, обладающая производительностью до 775 000 операций ввода-вывода при нагрузке 70% на чтение и 30% на запись, с задержками около 100 микросекунд. Контроллеры виртуализации систем хранения, входящие в состав IBM FlashSystem V9000, позволяют подключить существующие системы хранения данных и осуществлять миграцию «горячих» данных между уровнями хранения (флэш модули или диски существующей СХД).

Может возникнуть необходимость модернизации ИТ-комплекса. Здесь ключевую роль играет то, как он построен: монолитно или модульно – от этого зависят стоимость и сроки проекта, а также выполнение требования заказчика о сохранении сделанных им инвестиций в существующую инфраструктуру. Легче модернизировать по частям модульную инфраструктуру, чем монолитную, – заменив только СХД, которая представляет собой дисковую систему, подключенную к серверам посредством транспортной системы.

Такой проект реализуется компанией Step Logic в три этапа: аудит, тестирование и внедрение. Тестирование системы хранения данных IBM FlashSystem V9000 проводится в инфраструктуре заказчика при реальной нагрузке. Как правило, результаты тестирования показывают, что IBM FlashSystem V9000 полностью решает проблему с производительностью системы хранения данных. В результате внедрения IBM FlashSystem V9000 в сотни раз возрастают производительность, скорость и качество обработки данных, исчезают жалобы пользователей на медленную работу бизнес-приложений. Компания может выполнять в штатном режиме все запланированные работы, включая бизнес-аналитику и обработку больших данных для обеспечения лояльности клиентов и повышения прибыли.