Спецпроекты

На страницу обзора
Как работают современные RPA-платформы и из чего они состоят

Основными компонентами RPA-платформы являются Студия (для разработки роботов) и Оркестратор (для управления ими). В этой статье более подробно рассмотрены предназначение, функционал и особенности данных программ.

Оркестратор

«Оркестратор» — это компонент RPA, который позволяет управлять роботами. Еще его называют «Мастер» или даже «Комната/Пункт управления» — все эти названия отражают основную суть: контроль и управление за роботами.

Вячеслав Мусолов, коммерческий директор PIX Robotics:

«Функциональность студий у лидеров RPA развивается по схожему сценарию, и для пользователей, которые работают только со студией, 2-3 платформы лидеров рынка платформы равнозначны. Профессионалы изучают прежде всего оркестраторы, так как смотрят на 2-3 года вперед, когда компания выйдет на следующий уровень зрелости в роботизации. Сегодня мы делаем ставку на оркестратор, который не только запускает сотни роботов внутри одной компании, но и является трамплином к разработке BI-платформы. Он позволил развивать экосистему PIX для управления бизнес-процессами».

Стоит отметить, что «Оркестратор» — это необязательная часть RPA-системы. Она требуется только для самостоятельного администрирования рабочих процессов, но настроенный программный робот может работать и сам по себе, без постоянного контроля и вмешательства.

Возможности оркестратора

Как правило, это единая панель управления, позволяющая осуществлять полный контроль над всеми роботами. У разных платформ они различаются как визуально, так и подходами к организации рабочих процессов, но схожи в базовом функционале. Если упростить, то возможности оркестратора позволяют:

  • управлять разрешениями для роботов;
  • ставить роботам задачи;
  • формировать отчеты с включением самых разных параметров;
  • составлять расписание работ;
  • вести журналирование, включающее всю деятельность робота;
  • управлять лицензиями и обновлять роботов;
  • выводить визуализации различных параметров.

Конечно, это весьма приблизительный функционал, который может значительно различаться у отдельных поставщиков RPA-решений.

Когда оркестратор необходим, а когда нет

Для того чтобы понять, нужен оркестратор или нет, достаточно посмотреть на планируемый сценарий использования RPA:

  • автоматизация одного процесса одним роботом — не нужен;
  • автоматизация двадцатью роботами двадцати процессов, где каждый робот отвечает за свой процесс — не нужен;
  • 5 роботов, но задачи поступают неравномерно, необходимо постоянно распределять нагрузку — оркестратор нужен;
  • 5 роботов и 30 процессов — оркестратор нужен.

Как видно из этого короткого списка примеров, оркестратор действительно необходим только в тех случаях, когда требуется управлять роботами: перенастраивать процессы, перераспределять нагрузку и так далее. Если роботы круглосуточно или в нужное время заняты своим конкретным процессом, то оркестратор не нужен, независимо от количества роботов — они вполне смогут работать автономно, ничуть не теряя в производительности.

Студия

Студия — наряду с роботами один из двух основных компонентов RPA-системы, без которых ее работа невозможна. В студии пользователь создает алгоритм, по которому будет работать программный робот: у всех платформ этот процесс реализован по-разному, но суть остается общей.

Павел Борченко, генеральный директор ROBIN:

«Современная платформа роботизации — это уже больше, чем RPA. Возможность связать выполнение разных роботов в один сквозной процесс, размещать на шагах процесса нужных роботов, передавать данные между роботами, использовать в процессе встроенные интеллектуальные действия, такие как: OCR, NER, распознавание и синтез речи, чат-ботов, правила обработки документов, — все это должно быть доступно и просто для заказчика. Поэтому мы не используем каких-либо отдельных движков, внешних BI или BPM компонент: все, что нужно для проектирования работа, встроено в студию. А для управления и контроля над экземплярами запущенных роботов и процессов используется оркестратор, при централизованном управлении или агенты вручную на обособленных рабочих местах».

Как правило, абсолютно все RPA-платформы стремятся к реализации стратегии no-code или low-code — это обеспечивает доступность инструментов для простых пользователей, не обладающих специальными навыками и знаниями языков программирования. То есть, все действия по созданию, настройке и управлению роботами выполняются с помощью графического интерфейса и простых операций на ПК. Где-то это реализовано лучше, где-то хуже, а где-то не обойтись без привлечения программиста при создании даже самого простого робота — это нужно учитывать при выборе.

Примерный набор возможностей студии:

  • настройка функционала роботов с помощью визуального редактора;
  • встроенные инструменты для захвата экрана и записи последовательности действий;
  • поддержка инструментов для автоматического распознавания текста (OCR);
  • инструменты аналитики и отладки процессов;
  • инструменты low-code или полноценные редакторы кода.

Студия — место для создания роботов, в ней происходит разработка, отладка и тестирование сценариев автоматизации, задействуя разработанных самостоятельно или готовых, от сторонних разработчиков, роботов.

К выбору студии нужно подходить максимально ответственно, так как от набора ее инструментов зависит то, насколько сложного робота можно сделать и поддерживать без привлечения программистов, насколько глубоким должно быть обучение сотрудников и так далее.

Роботы

Роботы — это то, ради чего и внедряют RPA-платформы. Автоматизация с помощью RPA-платформ сильно отличается от привычной автоматизации, основанной на интеграции по API с другими системами и использующей их инструменты. В данном случае робот полностью имитирует действия человека, как если бы обычный сотрудник сидел за компьютером — никаких отличий, кроме скорости и точности, нет.

Робот полностью имитирует действия человека, как если бы обычный сотрудник сидел за компьютером

Это накладывает ряд ограничений и особенностей в использовании программируемых роботов. Например, если для работы с ПО необходима лицензия, то она будет необходима для каждого робота точно так же, как и для обычного сотрудника — клиенты об этом часто забывают, когда начинают планировать внедрение.

Сферы применения RPA

Широкое использование роботов можно обусловить тем, что они умеют имитировать любые действия сотрудников — это позволяет задействовать их практически везде, где не требуется принимать самостоятельных решений. Вот некоторые примеры:

  • мониторинг сетевых устройств и развертывание приложений;
  • формирование документации — робот может принимать и выдавать накладные, счета, справки, производить списания и так далее;
  • обработка поступающей информации — например, резюме, заявлений, отчетов и любой другой документации, заполненной по шаблону;
  • имитировать действия человека — сценарий не ограничен ничем.

Робот в прямом смысле имитирует действия сотрудника, он нажимает кнопки, распознает поля и вносит в них информацию, может прочитать на экране ответ и действовать далее в соответствии с его содержанием.

RPA-решения взаимодействуют с графическим интерфейсом операционной системы и программ, в которых работают, точно так же, как это делает человек — это их основное преимущество по сравнению с другими средствами автоматизации.

Преимущества RPA

Роботы — это практически обычные сотрудники, которые ответственно подходят к любой задаче, круглосуточно решая возложенные на них обязанности, при этом не уставая и не совершая ошибок, а главное — не требуя заработную плату, больничные, выходные и отпуска.

Роботизация позволяет автоматизировать операции с документацией, приложениями, сбором и обработкой практически любых типов данных, первой линией поддержки клиентов и множеством других сценариев работы. При этом в сравнении с классической автоматизацией, где, как правило, задействуются несколько различных систем, RPA:

  • дешевле и быстрее вводятся в работу — речь идет о паре месяцев, а иногда и недель;
  • не требуют глубокого изменения бизнес-процессов — роботы и обычные сотрудники действуют одинаково, разница только в скорости;
  • скорее окупаются — при небольших затратах роботизация не только повышает эффективность работы предприятия, но и сокращает расходы на оплату персонала.

Дополнительным преимуществом может служить то, что система, оснащенная роботами, лучше справляется с пиковыми нагрузками, позволяя штатно обрабатывать обращения клиентов в любое время — это всегда положительно сказывается на репутации компании. Лояльные клиенты обеспечивают самую лучшую рекламу, а значит, приток новых покупателей и рост бизнеса.