Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура

"Энфорта": В небольших городах строить дешевле и быстрее

Телеком-рынок России в послекризисный период вышел на путь восстановления и, при очевидной стагнации, характерной для развитых отраслей, продолжает показывать уверенный ежегодный рост. Одним из самых активных игроков в России является оператор "Энфорта", входящий в ТОП-20 крупнейших телекомов, по версии CNews Analytics, на протяжении последних нескольких лет. Теодор Шелл, председатель совета директоров "Энфорты", рассказал CNews, каким он видит будущее рынка связи.

CNews: С какими результатами "Энфорта" закончила 2011 год?

Теодор Шелл: Поскольку "Энфорта" – это частная, а не публичная компания, я не могу озвучить все наши количественные финансовые показатели, но, тем не менее, скажу, что наш бизнес прибыльный. В прошедшем году он продемонстрировал рост на уровне 20%, а EBITDA - на 200%. На следующий год мы запланировали увеличение наших показателей на 35%. Мы реинвестируем нашу выручку в развитие собственной сети, появляясь в новых российских городах – их сейчас уже более 200, - и далее мы хотим охватить еще не менее 150 населенных пунктов, в том числе относительно небольшие, в которых проживают до 250 тыс. чел. Также хочу отметить, что компания сейчас работает полностью за счет собственных оборотных средств.

CNews: Почему "Энфорта", в отличие от многих других ИТ-компаний, не стремится к IPO?

Теодор Шелл: Моя точка зрения может не совпадать с мнением других акционеров "Энфорты" - однако я скептически отношусь к переводу частных компаний в статус публичных, если их выручка меньше 500 млн долларов. Во всяком случае, это справедливо для Америки.


Теодор Шелл: "Энфорта" сейчас работает полностью за счет собственных оборотных средств

Кроме того, расходы на подготовку к IPO велики, а его потенциальный результат непредсказуем. Если у компании достаточно частного капитала, при этом она уже долго существует на рынке, и она становится публичной при наличии собственного оборота – тогда в этом есть смысл. Но сейчас ситуация на рынках такова, что публичные компании сильно зависят от результатов отчетности, что снижает пространство для маневров. Я лично состою в совете директоров нескольких частных и публичных компаний и могу сказать, что статус частной компании дает "Энфорте" больше гибкости и оперативности в реализации стратегии развития, чем если бы она находилась на бирже.

CNews: Вы работали в разных телеком-компаниях, среди которых – ведущие игроки американского телеком-рынка. Сравните, пожалуйста, их бизнес с тем, что сейчас представляет "Энфорта".

Теодор Шелл: По своей специальности я экономист по практике инновационного бизнеса и новых технологий, а в телеком-индустрии я работаю с 1983 года, когда в США появились первые конкурентоспособные телеком-операторы. В 1989 году я пришел в Sprint, где отвечал за развитие международной сети оператора, – мы строились в Европе и Азии, плотно кооперируясь с Deutsche Telecom и France Telecom. Результатом моих усилий и трудов моих коллег стало то, что беспроводная сеть Sprint быстро выросла и вошла в тройку лидеров американского рынка.

В 2000 году я ушел из компании по семейным обстоятельствам и переехал в Нью-Йорк, где занялся инвестиционной деятельностью в сфере телекома и околотелематических услуг. С Россией меня связывает многое – я знаю русский язык, и в 1989 году вместе с моими нынешними коллегами по "Энфорте" я стоял у истоков создания совместного советско-американского бизнеса компании "Центральный Телеграф". В 2002 году Ли Спаркман, сегодняшний президент "Энфорты", предложил мне присоединиться к "очень интересному проекту по строительству беспроводной сети передачи данных в России", что я с радостью и сделал. Первые инвестиции мы получили от корпорации Sumitomo, с которой я уже вел совместные проекты, – так, моей первой бизнес-сделкой в Sprint было создание партнерства по построению оптоволоконной сети в Китае с этой японской телеком-компанией. Потом мы подняли два раунда инвестиций, когда в "Энфорту" вложились Baring Vostok Capital, UFG и Европейский банк реконструкции и развития. В 2008 году в рамках третьего раунда в бизнес "Энфорты" вошел старейший американский венчурный фонд Bessemer Capital Partners, осуществив первую в своей истории сделку с российской компанией - правда, это были вложения не в стартап, а во вполне состоявшийся и проверенный рынком бизнес.

CNews: Как менялись ваши представления развития бизнеса "Энфорты" с начала и до сегодняшнего времени?

Теодор Шелл: В течение всех 9 лет существования "Энфорта" придерживается одной и той же концепции, согласно которой она является оператором, предоставляющим услуги беспроводного ШПД для бизнес-клиентов. Тем не менее, изначально планировалось, что это будут частные лица и малые и сверхмалые предприятия – SOHO-сегмент. Но мы быстро поняли, что предлагать им наши услуги невыгодно, а потреблять клиентам – дорого. Вместе с тем, мы увидели, что в беспроводном ШПД есть потребность у коммерческого сектора, то есть среднего и крупного бизнеса. Сейчас у нас 48 тыс. таких клиентов.


Теодор Шелл: Изначальная амбиция – покрыть своей сетью города с небольшой численностью населения, предоставив их абонентам недорогой беспроводной ШПД, – осталась без изменений

Еще одно изменение бизнес-стратегии касалось территориального фокуса. Сначала мы планировали работать за пределами двух российских столиц, делая ставку на средние по численности города. Но выяснилось, что для региональной экспансии необходимо присутствовать и в Москве, и в Санкт-Петербурге, поскольку здесь сосредоточен топ-менеджмент, принимающий решения по тому, как будут работать филиалы компаний на остальной территории страны. Кроме того, мы увидели потребность крупных игроков в существовании провайдера, который предоставляет комплексные телеком-услуги не только в регионах, но и в Москве, и Петербурге. Так, путем покупки нескольких компаний мы вышли на рынки этих двух городов, что стало важной вехой в истории "Энфорты".