Спецпроекты

Власти проведут интернет в деревни с населением 100 человек, а мобильную связь - везде, где есть интернет

3703
Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура Мобильная связь Интернет Интернет-доступ ИТ в госсекторе

Правительство одобрило предложения Минкомсвязи по реформированию универсальных услуг связи. По новым правилам, интернет будет проводиться в населенные пункты с населением от 100 человек, а не от 250. Везде, где есть интернет, будет проведена мобильная связь. Пункты коллективного доступа в интернет закроют, а таксофоны, как набирающие популярность, сохранят.

Реформа Минкомсвязи

Нововведения в сфере универсальных услуг связи (УУС), предложенные Минкомсвязи, были одобрены правительством, о чем министерство сообщило на своем сайте. Решение было принято на заседании правительства. На основе этих предложений будет сформирован законопроект, содержащий соответствующие поправки в закон «О связи».

Напомним, УУС оказываются населению на всей территории страны, при этом соблюдаются определенные стандарты качества и доступный уровень цен. На сегодняшний день в список УУС входят звонки из таксофонов, инфоматов и аналогичных устройств, доступ к интернету из пунктов коллективного доступа (ПКД) в населенных пунктах с количеством жителей от 500 человек, а также точки доступа в населенных пунктах с количеством жителей от 250 до 500 человек.

Минкомсвязи уверяет, что реформа УУС не приведет к увеличению ставки отчисления операторов связи в Резерв универсального обслуживания. Сейчас эта ставка составляет 1,2% от выручки, благодаря чему ежегодно в Резерв поступает около 10 млрд руб. Из средств Резерва государство компенсирует операторам универсального обслуживания убытки от оказания соответствующих услуг.

Самые важные новшества

Первый пункт поправок предписывает провести интернет в населенные пункты с количеством жителей от 100 человек. Сейчас планка установлена на уровне 250 жителей. Из-за этого в более чем 25 тыс. населенных пунктов, где проживает 100-250 жителей, нет интернета. Это около 8 млн человек, отмечает Минкомсвязи на своем сайте.

Напомним, поручение обеспечить доступ в интернет в населенных пунктах с численностью жителей от 100 человек президент России Владимир Путин дал еще в июне 2018 г. Доступ по технологии Wi-Fi в населенных пунктах с числом жителей от 250 до 500 человек является бесплатным с 2017 г. До этого он был платным и стоил 45 руб. в месяц за безлимитный доступ.

Вторая поправка Минкомсвязи гласит, что в те населенные пункты, где есть интернет, но нет мобильной связи, нужно провести также и мобильную связь. До этого мобильная связь не фигурировала в списке УУС.

beldom600.jpg
Правительство одобрило предложения Минкомсвязи по реформированию универсальных услуг связи

Согласно третьему пункту, оператор универсального обслуживания не сможет больше отказать в подключении к сети физическим и юридическим лицам. Кроме того, подключение должно производиться бесплатно. Вероятно, это следует понимать так, что если «Ростелеком» проложит кабель в новый населенный пункт, он должен помочь всем желающим к нему подключиться.

Пункты коллективного доступа

Четвертый пункт вносит коррективы в состав УУС — гражданам больше не будет предоставляться доступ к интернету через пункты коллективного доступа. Минкомсвязи поясняет это решение низкой востребованностью данной услуги у населения. Освободившиеся средства предполагается направить на финансирование новых УУС.

Напомним, в 2016 г. «Ростелеком» по согласованию с Минкомсвязи отключил большинство ПКД. Это было связано с нехваткой средств на решение задачи ликвидации цифрового неравенства. Но закон «О связи» до сих пор требует наличия ПКД в городах и селах, этот же пункт фигурирует в контракте Россвязи с Минкомсвязи.

Вопрос таксофонов

Пятая поправка касается таксофонов — поскольку их популярность растет, таксофоны останутся в составе УУС. Более того, они будут оснащаться средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, то есть там будут устанавливаться сирены, стробоскопы, громкоговорители и т. д. Решение о таком оснащении будут принимать Минкомсвязи, МЧС и местные власти.

Универсальные таксофоны, которые можно узнать по красному цвету и логотипу Россвязи, стали появляться в России в 2006 г. До той поры таксофоны ставили традиционные телефонные компании (МГТС, «Ростелеком» и др.). Затем таксофоны обоих типов в городах стали работать параллельно. Однако число таксофонов, не относящихся к универсальным, в России неуклонно сокращается.

В конце 2017 г. «Ростелеком» принял решение сделать бесплатными местные звонки с универсальных таксофонов, что привело к резкому росту трафика. На днях президент «Ростелекома» Михаил Осеевский сообщил, что с 1 июня 2019 г. междугородние звонки с универсальных таксофонов тоже станут бесплатными.

Глава Россвязи Олег Духовницкий отмечает, что таксофоны не потеряли свою актуальность и продолжают работать по всему миру. К тому же таксофоны, будучи слаботочными устройствами, способны работать во время экстренных ситуаций. Около 20% трафика с таксофонов приходится на экстренные вызовы.

Операторы в регионах

Согласно шестому пункту нововведений Минкомсвязи, правительство получит полномочия назначать универсальных операторов в тех регионах, где деятельность общероссийского единственного поставщика невозможна. Вероятно, под определение такого региона подпадает Крым.

Напомним, изначально операторов универсального обслуживания для каждого региона отдельно выбирала по конкурсам Россвязь. В 2014 г. единым оператором унивресального обслуживания был назначен «Ростелеком». Соответствующий контракт был заключен с ним на 10 лет, его планируемая сумма — 165 млрд руб.

Как в России развивались универсальные услуги связи

Напомним, механизм универсального обслуживания заработал в России в 2005 г. Согласно закону «О связи», в каждом населенном пункте должен быть таксофон, а в каждом населенном пункте с числом жителей от 500 человек — пункт коллективного доступа в интернет.

Став единым оператором, «Ростелеком» взял на себя обязательство провести магистральные волоконно-оптические каналы связи (ВОЛС) во все населенные пункты с числом жителей от 250 до 500. В этих же населенных пунктах должны быть установлены точки доступа по технологии Wi-Fi. Соответствующие мероприятия стали называться проектом «устранения цифрового неравенства».

Изначально планировалось завершить проект «устранения цифрового неравенства» к 2020 г. Платежи же, которые «Ростелеком» получает в рамках контракта на универсальное обслуживание, каждый год должны были составлять примерно 14 млрд руб. Они составляются из платежей, которые каждый оператор связи направляет в Резерв универсального обслуживания.

В то же время в первые годы, когда идет активная стройка сетей в глубинке, платежей, получаемых «Ростелекомом» в рамках данного контракта, не хватило бы на компенсацию капитальных и операционных затрат. После 2020 г., когда стройка должна была закончится и капитальные затраты сократиться до минимума, размер получаемых «Ростелекомом» платежей должен был превысить его операционные расходы.

Для компенсации возникающей разницы был привлечен Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Фонд предложил схему с кредитованием проекта «устранения цифрового неравенства», предполагая, что кредиты будут возвращены после завершения строительства сетей.

Первый транш РФПИ осуществил в конце 2014 г. на сумму 10 млрд руб. Однако более данная схема не использовалась. Хуже того, у государства накопились долги перед операторами универсального обслуживания (включая «Ростелеком») — на начало 2014 г. их размер составлял 10,5 млрд руб.

Ситуация усугублялась тем, что далеко не все средства, которые собирались в Резерв универсального обслуживания, в федеральном бюджете закладывались на компенсацию соответствующих расходов. Так, в 2016 г. в Резерв было собрано 14,8 млрд руб., а «Ростелеком» получил из них только 7,9 млрд руб.

Тем не менее, реализация проекта «устранения цифрового неравенства» продолжилась, хотя сроки его окончания будут сдвинуты. При этом государство за несколько лет смогло рассчитаться с накопившимися ранее долгами перед операторами универсального обслуживания.



Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка