Спецпроекты

Казахстан идет в цифровое общество особым маршрутом

2230
Телеком Интернет ИТ в госсекторе

Глобальная ассоциация операторов GSM (GSMA) провела в Москве операторскую конференцию, где ведущие телеком-игроки стран СНГ встретились для обсуждения вопросов построения цифровой экономики. Разговор получился – страны-участницы внесли в общую копилку опыта свою уникальную практику. CNews выяснил на примере опыта Казахстана, как крупнейший телеком-оператор участвует в решении задач по построению цифровой экономики.

Интерес GSMA к региону СНГ понятен: здесь проживает в общей сложности 285 млн. чел., а по уровню проникновения мобильной связи (в среднем 80%) регион лишь немногим уступает мировым лидерам (Европа и США – 85 и 84% соответственно), но существенно опережает Латинскую Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион (по 67%). При этом, с точки зрения цифровых коммуникаций, страны СНГ не однородны: охват услугами связи колеблется от 60% в Туркменистане и Узбекистане, до 89% в России. Иными словами, опыт цифровой трансформации национального масштаба этих стран уникален, поскольку интегрирует наилучшие ИКТ-решения, как для современных урбанистических агломераций, так и сельского населения. К слову, Казахстан – отличный пример для анализа: девятая страна в мире по площади, а население распределено примерно пополам между городом и селом.

«Нет» - цифровому неравенству

Одной из приоритетных задач Республики Казахстан является создание надежной инфраструктуры национальной цифровой экономики. Очевидно, что это по плечу лишь опытному игроку с сильной базой и инфраструктурой. «В программе «Цифровой Казахстан» государство определило для телеком-сектора целый ряд задач, – отмечает Куанышбек Есекеев, председатель Правления АО «Казахтелеком». – Это понятно: оператору, который создает инфраструктуру цифровой экономики страны, принадлежит ключевая роль. Наша компания является, по сути, одним из локомотивов цифровизации Республики Казахстан».

Крупнейший проект, нацеленный на ликвидацию цифрового неравенства, стартовал в республике в начале октября: к 1200 сел (800 из которых оптоволокном обеспечит «Казахтелеком»), где проживает около 4,8 млн. человек, почти 2500 школ, больниц, акиматов (мэрий) и других госучреждений, будет проложено более 20 тыс. км волоконно-оптических линий связи. Из них львиную долю – 14,2 тыс. км ВОЛС проложит АО «Казахтелеком». Отметим, что глобальный проект был разработан Министерством информации и коммуникаций совместно с другими госорганами, в нем же утвержден список государственных учреждений в селах. Сейчас строительство ВОЛС идет полным ходом и уже до конца текущего года около 30 госучреждений будет подключено к широкополосному доступу к сети интернет.

Что любопытно, проект не предусматривает бюджетных финансовых вливаний. В рамках этого самого крупного в стране проекта частно-государственного партнерства инвестиции вносят коммерческие участники проекта («Казахтелеком», SilkNetCom, «Транстелеком»), а государство предоставляет гарантии потребления созданных ресурсов в течение 13 лет. Хорошую оценку финансовой проработке этого проекта дало, в частности, рейтинговое агентство S&P Global Ratings – в конце октября агентство подтвердило кредитный рейтинг «Казахтелекома» на уровне «BB+» прогноз «Стабильный».

alx5187.jpg
Куанышбек Есекеев: Цифровая экономика – это всегда вопрос эффективности

Ключевой вопрос: какие услуги необходимо предложить стране, чтобы госгарантии потребления обернулись реальным коммерческим доходом? Простого ответа нет. «Цифровая экономика предполагает не только собственно цифровизацию, но и смену парадигмы и существующих бизнес-моделей, – подчеркивает Куанышбек Есекеев. – «Казахтелеком», как и все глобальные телеком-операторы сегодня стоит перед выбором дальнейшего стратегического направления развития». Вместе со всем мировым телекомом, оператор пытается разрешить «проблему трубы» и найти способ успешной коммерциализации с помощью таких прикладных услуг, которые обеспечат не только возврат вложенных инвестиций, но и постоянную дальнейшую монетизацию построенной инфраструктуры.

Новые сервисы

Доля Value Added Services (VAS) у сотовых операторов Казахстана составляет сегодня, по оценкам экспертов, 12–15%, у фиксированных – порядка 5–7%. Этот рынок находится на стадии развития, причем, не только экстенсивном – в плане расширения спектра услуг, но и интенсивном. «Известно, что в США самый высокий уровень транзакционных издержек, – рассказывает Куанышбек Есекеев. – Скажем, средний американец тратит в год 70 долларов на осуществление транзакций. Не на сами покупки по Интернету, а именно на обеспечение транзакций. На наших рынках этот показатель пока составляет 5–10 долларов. Понятно, что одно из направлений роста – повышение интенсивности пользования цифровыми услугами».

В данной сфере компания использует весь опыт, накопленный мировой телеком сферой. В частности, развивает сотрудничество с OTT-провайдерами, создает совместные видеосервисы в рамках абонентской сети. В результате приобретения интернет-магазина Chocomart оператор осуществляет выход на рынок электронной коммерции в сегментах купонных сервисов, онлайн-бронирования и покупки авиа- и железнодорожных билетов. В целом, СЕО «Казахтелекома» согласен с тем, что классический телеком вступает в эпоху большой конкуренции с индустрией цифровых сервисов. И на этом пути необходимо учитывать серьезные подвижки в ментальности подписчиков. Скажем, согласно, недавнему исследованию BCG, первые места в рейтинге пользовательских предпочтений занимает платное ТВ и видеоигры, следом идут новостные ресурсы, электронные газеты. Далее – цифровое видео, фильмы и лишь после всего этого – социальные сети. «Когда мы проводили по стране Интернет, мы работали с рациональным полушарием головного мозга. Теперь пришло время работать с иррациональным полушарием, – говорит Куанышбек Есекеев. – Кто мог еще пару лет назад предположить, что, скажем, киберспорт перерастет из маленьких клубов по интересам в крупные медийные площадки, охватывающие больше подписчиков, чем соцмедиа, и лишь немногим уступающие по интересу телевидению?»

Современные услуги передачи контента предъявляют особые требования к операторской инфраструктуре. На форуме Mobile360 «Казахтелеком» подписал соглашение с компанией «СДН-Видео», провайдером сетей доставки контента (CDN). В рамках договоренностей стороны будут развивать интернет-контент в Казахстане, обеспечат качественный доступ к популярным российским контент-ресурсам для жителей страны с помощью специальных механизмов оптимизации трафика в сети оператора. Сервисы для подписчиков теперь включают ускоренную загрузку видео, игрового контента, веб-сайтов и HTML5-трансляций – доля подобных сервисов в общем объеме потребляемого трафика сегодня составляет более 65%. Локализованная загрузка видео через CDN позволяет обеспечить более высокое качество картинки, в том числе, передачу видеопотоков HD и 4K. «Мы системно формируем инфраструктуру для локализации в Казахстане самых популярных мировых контент-ресурсов», – подчеркивает Куанышбек Есекеев. Это означает, что сервера других крупных генераторов трафика подобным образом распределяются по территории страны, что устраняет сетевые проблемы при передаче чувствительного к задержкам трафика по операторским каналам.

Более того, «Казахтелеком» целенаправленно развивает партнерские отношения с глобальными контент-провайдерами, имея в виду свое позиционирование в качестве крупнейшего локального поставщика интернет-контента в Среднеазиатском регионе. И это не единственный вариант коммерциализации выхода за границы собственной страны.

Магистраль

Растущий спрос на услуги широкополосного доступа к интернет-услугам означает серьезнейший вызов для магистральных операторов. По экспертным оценкам, в среднем рост числа интернет-пользователей в три раза требует увеличения емкости магистральных каналов в 12 раз. Кардинальный прирост магистральной емкости происходит в нынешнем веке с периодичностью в несколько лет. В таких условиях, с одной стороны, резко возрастают требования к технологиям передачи данных по магистральным каналам связи. На смену традиционным WDM-технологиям со спектральным уплотнением пришли более гибкие технологии, так называемой, лямбда-коммутации, которые дают возможность получать дополнительную прибыль за счет предоставления сервисов, использующих отдельные длины волн. С другой стороны, головокружительные темпы магистральной модернизации открывают новые ниши. Одна из них весьма амбициозная – стать оператором информационного транзита между Европой и Азией.

Стоит отметить, что перспективность данного маршрута оценена игроками рынка давно. Несколько лет назад аналитики J’son & Partners Consulting прогнозировали, что в условиях стабильной экономики Россия будет демонстрировать рост доходов от передачи международного трафика на уровне 10% в 2017–2021 гг., а основными точками роста объемов транзита станут направления: Европа-Азия, а также страны СНГ (Беларусь, Украина и Казахстан). Практика подтверждает прогнозы. Так, «Ростелеком» концентрируется на развитии транзитных проектов Европа – Азия, Ближний Восток/Закавказье – Европа и СНГ – Европа.

Идея «Казахтелекома» заключается в том, чтобы запустить альтернативу старым магистральным каналам связи, проложенным из Китая в Европу по дну Средиземного моря, Суэцкого канала и т.д. «У данных каналов связи высокий показатель задержки передачи данных, что не позволяет выдерживать требования современного трафика. Наш наземный маршрут значительно короче и дешевле», – поясняет Куанышбек Есекеев.

У компании есть удачный опыт. Пять лет назад «Казахтелеком» и «Мегафон» запустили DREAM – совместный проект предоставления транзитных каналов на направлении Европа-Китай. В нем «Казахтелеком» обеспечивает организацию каналов связи по территории Казахстана с выходом на пограничные переходы для присоединения к сетям связи операторов Китая. А «Мегафон» – от пограничного перехода на границе Казахстан/Россия до европейского узла обмена трафиком во Франкфурте. В сентябре оператор объявил о запуске в эксплуатацию нового наземного маршрута с говорящим названием PEARL (Persia Europe Alternative Rapid Link) через страны Европы, Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран с последующим выходом на страны Персидского залива и Индию.

Куанышбек Есекеев указывает на изменения в характере международного трафика: «Во-первых, постоянно растут объемы трафика, передаваемого между Европой и Азией. Во вторых, увеличивается интенсивность и охват пользования современными сервисами типа китайского мессенджера WeChat, услугами электронной коммерции и другими финансовыми сервисами. Операторы сопредельных стран ищут альтернативы существующим телекоммуникационным путям для более надежной и стабильной работы сервисов. Вот почему мы считаем PEARL настоящей «жемчужиной» телекоммуникаций Азии». Компания планирует к 2025 г. занять до 15% всего евразийского трафика данных. К этому времени пропускная способность магистрали достигнет 12 Тб/с, а задержки в передаче данных – менее 153 мс.

«Цифра» для государства

В госпрограмме «Цифровой Казахстан» развитие инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных, как внутри страны, так и для реализации транзитного потенциала, образно называется реализацией цифрового Шелкового пути. Однако для развитой цифровой экономики необходимы не только электронные супермагистрали, но и региональные центры обработки данных (ЦОДы), которые хранят и оперативно предоставляют потребителям нужный им контент. Именно в операторских центрах обработки данных в ближайшем будущем будет происходить самая бурная рыночная жизнь. Сегодня в 15 ЦОДах «Казахтелекома» размещены сервера зарубежных партнеров с востребованным контентом: поисковые системы, социальные сети, популярные игровые сервисы. Завтра они окажутся вместилищами разнообразных ИТ-решений и систем, обслуживающих заказчиков по модели облачных услуг. Первые ростки уже появились: в таком режиме функционирует несколько проектов умных городов, система видеонаблюдения для школ страны, мониторинг контрольно-кассовых машин.

alx5472-crop_600-450.jpg
Куанышбек Есекеев: Наша компания является, по сути, одним из локомотивов цифровизации Республики Казахстан

Фактически на следующем этапе развития цифрового общества Казахстана в ЦОДах «Казахтелекома» будут размещаться платформы, обеспечивающие предоставление потребителям разнообразных цифровых услуг. Рассказывает Куанышбек Есекеев: «Мы планируем даже блокчейн как сервис сделать для государства. С технической точки зрения, задача вполне решаема. Другое дело, насколько общество готово свои процессы сделать неизменяемыми? Мы же издавна привыкли, что в любой системе есть право супер-администратора, который может что-то подправить в любой системе или отчете. А в блокчейне это невозможно… В этом смысле блокчейн для госсервисов – это большая ментальная революция».

Следует отметить, что в программе «Цифровой Казахстан» предусмотрена трансформация подходов к взаимодействию государства с гражданами и бизнесом на принципах открытой архитектуры (Open API), согласно которым будет выстраиваться «качественно новый уровень кооперации с коммерческим сектором». При этом «последняя миля» по оказанию госуслуг окажется в ведении неправительственного и бизнес-сообщества, что позволит более активно развивать коммерческие ЦОДы. Впрочем, новые принципы взаимодействия государства с обществом всегда красиво выглядят на бумаге. На практике благие намерения, как правило, начинают пробуксовывать на неровных дорогах спроса и монетизации. Что с этим в Казахстане?

Как пройти к интернету вещей?

Рынок интернета вещей, как рассказывает Куанышбек Есекеев, «Казахтелеком» начал осваивать с помощью онлайн-касс. В отличие от РФ, в Казахстане единственный оператор фискальных данных, и этот проект позволил охватить базовым сервисом умных вещей широкий слой потребителей, вплоть до индивидуальных предпринимателей. Для следующих шагов нужно не ошибиться в концептуальных вещах. «Раздумывая над наилучшей моделью умного города, мы выделили три типа основных интересантов любого такого проекта: жители, которые хотят получить больше комфорта и удобства, мэрия (акимат), которой необходимо эффективно управлять местными ресурсами, и государство, чья главная цель – обеспечить безопасную жизнь своих граждан», – рассказывает Куанышбек Есекеев. Соответственно, образовались три ключевых проектных направления.

Социальные сервисы: телемедицина в районных центрах, школьная безопасность и видеонаблюдение в школах, социальное страхование, в первую очередь, выплата пенсий. Поскольку половина населения Казахстана живет в сельской местности, оно может ощутить цифровое государство лишь в форме удобных онлайн-сервисов.

Безопасная среда обитания. Помимо безопасности школ, речь идет о развитой системе видеонаблюдения в подъездах, которая в многоквартирных домах предоставляется как сервис и оплачивается отдельной строкой в платежной коммунальной квитанции.

Эффективное управление ресурсами ЖКХ. В начале октября компания объявила о завершении первого этапа строительства крупнейшей в Центральной Азии энергоэффективной сети LP-WAN на базе технологий LoRa в городах Астана, Алматы и Шымкент. Всего же сети LoRa «Казахтелеком» развернуты в 20 городах Казахстана и включают около 400 базовых станций. Проекты такого рода на базе умных приборов ЖКХ, помимо анализа эффективности управления государственными коммунальными ресурсами, создают рынок предоставления услуг для небольших частных компаний: «Казахтелеком» обеспечивает их услугами хостинга данных и прикладных платформ.

На форуме Mobile360 оператор подписал меморандум о взаимопонимании с компанией Samsung в части совместного изучения возможностей технологии 5G. Речь идет, в первую очередь, о вариантах использования технологий 5G, расширяющих возможности организации фиксированного доступа. Беспроводной фиксированный доступ (FWA), реализуемый с использованием технологий 5G, рассматривается оператором в качестве доступного по цене средства существенного повышения скорости доступа для абонентов, которых не удовлетворяют скорости DSL. Кроме того, «Казахтелеком» рассматривает технологии 5G в качестве основы для создания новых инфраструктурных сервисов. Такие возможности, как предоставление по запросу виртуальных инфраструктурных ресурсов, виртуальных сетевых функций, составляющих виртуальное пакетное ядро и виртуальные базовые станции, и даже целых виртуальных сетей мобильной связи (сетевые слайсы), вполне поддаются монетизации при развертывании сетей 5G, уверены в компании.

Все это хорошо. Но на кого из вышеуказанных интересантов делать основную ставку при продвижении цифровых сервисов на базе инфраструктуры цифровой экономики?

В чем сила, брат?

В настоящее время более полутора десятка стран реализуют национальные программы цифровизации. И у каждой – свои собственные приоритеты цифрового развития. В ряде стран государство играет ключевую роль, при этом успех зависит от вовлечения частных игроков — это называется «цифровая приватизация». Вместе с тем, сегодня наблюдается все больше примеров, когда государство объявляет своего рода «тендер» на закрытие тех или иных «неэффективностей», идентифицированных как приоритетные. Казахстан, судя по всему, относится к этой группе стран.

«Я думаю, что цифровая экономика – это всегда вопрос эффективности, – рассказывает Куанышбек Есекеев. – И успех этого проекта зависит от того, насколько конечные интересанты: государство, бизнес, граждане, – будут хотеть этой эффективности». При таком подходе очевидно, что потребности в цифровизации наиболее выражены в среде частных лиц и госуправления. Первым цифровая экономика обещает улучшение качества жизни за счет полезных прикладных сервисов. Вторым – улучшение качества управления за счет аренды ИКТ-инфраструктуры и программных решений, необходимых для предоставления гражданам тех самых полезных сервисов.

В данной модели госцифровизации рыночные игроки предлагают государству различные концепции цифрового развития. Государство квалифицирует предложения и выбирает победителя по итогам конкурса пилотных проектов. Победитель, как правило, не пользуется прямыми государственными субсидиями, но получает право реализовать свой проект «под ключ». Государство при этом берет на себя поддержку в области нормативной базы, а также создание стимулов для игроков «цифровизируемых» отраслей. Задача, между прочим, совсем не простая.

В частности, сегодня в Казахстане идет большой разговор операторов с регулятором относительно эффективных методов стимулирования инвестиций в развитие телеком-инфраструктуры. Переход на новые способы работы с магистралью данных не излечивает старой болезни отрасли – несоответствия вложений в поддержку растущего трафика и получаемого дохода. Мировой телеком пока придумал для этого лишь механизм совместного владения телекоммуникационной инфраструктурой (sharing infrastructure). Однако это означает радикальный перелом национальной регуляторики, в том числе, снижение отчислений в пользу государства. Немногие страны мира пока на это решились. Будем с интересом наблюдать, как этот «риф» монетизации пройдет телеком Казахстана.

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»