Разделы

Телеком

Александр Шведов, «ВымпелКом»: Цифра сокращает расстояние между людьми и государством

Программа «Цифровая экономика» вывела на новый уровень взаимодействие крупных операторов связи с государственными структурами. При этом именно цифровые технологии в перспективе станут платформой для развития отношений граждан и государства, как бы сокращая расстояние между ними. Об этом в интервью CNews рассказывает Александр Шведов, директор «ВымпелКом» по работе с государственными заказчиками.

CNews: Как сейчас строится работа операторов связи с государственными заказчиками? О каких совместных проектах идет речь, кто выступает инициатором сотрудничества?

Александр Шведов: Большое влияние на работу с государственными заказчиками сейчас оказывает программа «Цифровая экономика». Можно сказать, что для операторов связи она задала новый уровень сотрудничества с государственными структурами. При этом не стоит утверждать, что раньше цифровизацией в органах власти никто не занимался. Но работа в этом направлении была достаточно сегментна. Каждый занимался ею в своей «песочнице». Скажем, те же профильные министерства цифрового развития в регионах раньше работали в рамках своих узкопрофильных задач. Сейчас же, когда у всех есть понимание, что цифровизация — это нечто большее, чем работа отдельного конкретного министерства, вся работа в регионах строится на более высоком уровне. В руководстве появляются профильные вице-губернаторы, которые специализируются на цифровизации, вводятся должности CDO — Chief Digital Officer. И наша компания строит свою работу, исходя из этих трендов.

CNews: Чем стратегия «Билайн» по работе с государственными заказчиками отличается от опыта других операторов «большой четверки»?

Александр Шведов: Уникальность «Билайн» заключается в людях, которые работают в нашей компании. Нам очень помогает история «ВымпелКома». Как вы знаете, объединение «Билайна» и «Совинтел» в 2008 году стало серьезным событием для рынка телекома. И хотя прошло уже более 10 лет, у нас в компании остается глубокая экспертиза, в частности, в сфере услуг фиксированной связи, и мы продолжаем ее развивать. Второй важной чертой нашей уникальности я бы назвал фокус на новшества. Даже слоган «Билайна» «Живи на яркой стороне» говорит о том, что мы делаем что-то яркое, необычное, что-то новое для рынка. И, как это ни парадоксально звучит, этот слоган мы применяем в работе с госзаказчиками.

Александр Шведов: «Цифровая экономика» оказывает большое влияние на работу с гозаказчиками

CNews: Есть какие-то особенности работы в B2G по сравнению с корпоративным бизнесом? Можете поделиться интересными случаями из собственного опыта?

Александр Шведов: Да, конечно, отличия здесь есть. Первое — это масштабность задач: с В2В-заказчиком обычно работаешь в рамках пусть большого, но все же конкретного клиента. Когда же мы говорим о госзаказчиках, то мы понимаем, что это взаимодействие будет иметь влияние на большое число жителей нашей страны, на жителей конкретного региона, на нас с вами, наконец. И это возлагает на нас особую ответственность. В целом миссию своей дирекции мы формулируем как сокращение расстояния между гражданами и государством за счет внедрения новых цифровых решений. А в корпоративном сегменте такого масштаба добиться сложно. Конечно, развивая каршеринг или сервисы цифрового банкинга, компании тоже делают удобнее жизнь большого числа людей. Но решить такую масштабную задачу, как, например, совершенствование транспортной инфраструктуры какого-то города или региона, можно только в госсегменте. Второе важное отличие работы с госорганами — это регуляторные ограничения, особые нормы, процедуры. Всем известен тот же 44-ФЗ, которые определяет схему взаимодействия госорганов с бизнесом. Такие нормы существенно влияют на порядок создания и внедрения продуктов при поддержке госорганов. В этой связи в контрактах B2G гораздо более серьезна роль юридической службы. А юридическую поддержку B2G, которая есть в «Билайне», можно назвать лучшей на рынке.

CNews: Вы говорите о сокращении расстояния между гражданами и государством в результате внедрения цифровых технологий. Что вы имеете в виду?

Александр Шведов: Возьмем для примера транспорт. Людей может беспокоить, что автобус в их направлении ходит с большими интервалами, но донести эту жалобу до конкретного чиновника тяжело. А с помощью наших геолокационных решений мы помогаем показать государственным органам нагрузку на те или иные участки маршрутов общественного транспорта, чтобы их оптимизировать. Благодаря нашим усилиям в отдельных регионах появляются новые маршруты, увеличивается число автобусов, строятся прогнозы того, как развивать скоростные магистрали и всю транспортную инфраструктуру. При этом наша компания не нацелена только на том, чтобы побыстрее заработать здесь и сейчас, мы концентрируемся на важных социальных проектах. Например, у нас есть партнерская программа с «Лиза Алерт», которая помогает находить потерявшихся людей. Поиск пропавших людей сейчас осуществляется с помощью новейших технологий. Например, мы используем видеоаналитику, искусственный интеллект. Это во много раз повышает эффективность такой работы и буквально спасает жизни попавших в опасную ситуацию людей.

Александр Шведов: Важное отличие работы с госорганами — это регуляторные ограничения

CNews: Сегодня как государственные структуры, так и представители крупного бизнеса заняты реализацией программы «Цифровая экономика». Участвует ли «Билайн» в этих инициативах, может, у вас есть свое видение того, каким путем нам попасть в «светлое цифровое будущее»?

Александр Шведов: Безусловно, мы участвуем в этой программе. Мы входим в АНО «Цифровая экономика», участвуем в рабочих группах и других мероприятиях этой организации. Как и в других направлениях деятельности компании, мы стремимся делать именно то, что реально осязаемо и может приносить ощутимый эффект — как социальный, так и экономический. В частности, мы принимаем участие во внедрении таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, новые виды беспроводной связи, робототехника. Например, в робототехнике для обслуживания современного протеза устанавливается SIM-карта, c помощью которой отслеживается техническое состояние устройства или передается информации о состоянии здоровья пациента.

CNews: Что, на ваш взгляд, даст реализация программы «Цифровая экономика»? Поможет ли она сократить отставание России в технологическом плане от западных стран?

Александр Шведов: Сложно переоценить важность этой программы. Как известно, мир сейчас переживает эпоху четвертой технологической революции. И очевидно, что те страны, которые не будут уделять нужное внимание развитию цифровых технологий, будут становиться все менее конкурентоспособными. Так что программа эта очень важна, чтобы создать основу для технологического рывка. Это либо сделает нашу страну технологическим лидером, либо оставит далеко позади. Что же касается отставания России, то здесь бы я хотел отметить, что по некоторым параметрам наша страна даже обгоняет зарубежные государства. Например, это касается процесса цифровизации банковской сферы, которая в России занимает одно из первых мест в мире.

CNews: Какие технологии, по вашей оценке, представляются госзаказчикам наиболее перспективными для развития страны? Совпадает ли их видение со стратегией развития вашей компании?

Александр Шведов: Хочется отметить, что часто для госзаказчиков мы выполняем своеобразную просветительскую работу, рассказывая им о тех или иных новых технологиях. У нас в компании, например, есть лаборатория больших данных и искусственного интеллекта, возможности которой мы показываем, скажем, руководителям регионов. Часто демонстрация таких технологий вызывает большой интерес и даже удивление со стороны госзаказчиков. Мы показываем, например, что с помощью технологий обработки больших данных мы можем определять выбор оптимального расположения социальных учреждений в городах или в целых регионах. Или с помощью ИИ можно развивать социально ориентированные проекты — например, поддерживать туризм в регионах.

Александр Шведов: Страны, которые не будут уделять нужное внимание развитию цифровых технологий, будут становиться все менее конкурентоспособными

CNews: Как предлагаемые вами ИИ-технологии могут способствовать развитию туризма в том или ином регионе?

Александр Шведов: Здесь речь идет о продвижении туристических мест для целевой аудитории. Скажем, у нас есть интересные туристические места Золотого кольца. Нужно узнать, кто целевая аудитория для подобных поездок, как подобрать к ней тот или иной канал коммуникации, чтобы человек поехал не в Турцию, а взял себе тур по Золотому кольцу. Здесь мы может использовать ИИ на этапе анализа многофакторной модели, которая покажет, кому и в каком виде актуально сейчас предложить такую поездку. В результате эффект от развития туристических потоков может быть весьма ощутимым: это и дополнительные рабочие места, и развитие транспорта, гостиничной инфраструктуры, и многое другое.

CNews: Нельзя не спросить о работе «Билайна» в направлении развития 5G. Можно ли говорить о каких-то сроках запуска технологии в промышленную эксплуатацию? Как проходит тестирование? Какие существуют проблемы и как они решаются?

Александр Шведов: О коммерческой эксплуатации 5G говорить пока преждевременно. Как мы знаем, ни у одного оператора пока нет лицензии на предоставление услуг связи пятого поколения. Основная проблема, которая здесь есть — это плохая динамика по доступности частот 3,4-3,8 ГГц. Но тесты по 5G идут весьма успешно, их мы проводим, в том числе, с группой компаний «Роскосмос». Также у нас есть пилотная зона в Лужниках, которую мы открыли при поддержке Департамента информационных технологий города Москвы, там недавно нам удалось достичь скорости, превышающей 3 Гбит/сек. Отдельно подчеркну, что мы развиваем пилотные зоны 5G не только в Москве, но и в регионах. На днях мы официально объявили о начале работы такой зоны в Сочи. Мы планируем активно развивать эту деятельность в течении 2020 года.

CNews: Можете ли вы назвать самые неожиданные кейсы блока B2G?

Александр Шведов: Это хороший вопрос. Выступая на недавнем цифровом форуме в Тверской области, я рассказывал о трансформации «Билайн» от сим-карты к цифровой экономике. В частности, я представлял кейсы с использованием больших данных и искусственного интеллекта. И они вызывают наибольший интерес, так как они показывают реальную применимость новых технологий. А мы не останавливаемся на достигнутом и скоро запустим новые амбициозные проекты в государственном секторе. Предлагаю обсудить их в нашем следующем интервью. Хочу предупредить, что это будет сильно за пределами того, что вы могли бы ожидать от компании «ВымпелКом».

CNews: Вы прямо-таки очень заинтриговали таким обещанием. Спасибо, будем ждать новой встречи.

Алексей Грамматчиков