Разделы

Телеком ИТ в госсекторе

Цифровая зрелость госуправления: как ИИ помогает российским городам становиться умнее

Сегодня перед регионами стоит множество сложных задач, и решать их без современных методов и технологий — таких как аналитика больших данных, ИИ, интернет вещей — крайне проблематично. Для выбора оптимального управленческого решения нужно уметь применять технологии для решения реальных задач. Компания «Вымпелком» может выступать в роли надежного партнера при цифровизации государственного управления, создании и реализации программ цифровой трансформации.

Перед руководителями регионов стоят поистине колоссальные задачи, направленные на улучшение жизни граждан. Они затрагивают почти все сферы, включая социальные, строительные, культурные, а также сохранение экологии и обеспечение комфорта людей, поддержку бизнеса и развитие инфраструктуры.

Основные показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов госвласти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти определены в Постановлении Правительства РФ № 542 от 3 апреля 2021 г. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование этих показателей, ежегодно направляют соответствующие данные в Минэкономразвития.

Технологии на службе государства

Современные технологии позволяют достичь «цифровой зрелости» госуправления для создания комфортной среды и повышения доверия граждан. Применение современных технологий для решения поставленных задач — одно из приоритетных направлений. Использование актуальных методов и технологий в госуправлении позволяет достигать высоких результатов, причем в сжатые сроки и при экономии бюджетных средств. Информационные технологии дают возможность повышать качество предоставления госуслуг и эффективность госуправления, более полно задействовать потенциал регионов.

Использование цифровых технологий в госуправлении помогает решать целый ряд задач – коммуникационных (сбор информации, ее хранение, архивирование и распространение, информирование населения), управленческих (принятие решений и контроль их исполнения), административных (электронный документооборот и делопроизводство), образовательных (вебинары, видеокурсы, образовательные порталы, системы тестирования знаний служащих), задач обеспечения безопасности и защиты данных (контроль доступа, предотвращение и нейтрализации угроз и кибератак) и контроля (измеримых показателей работы).

Информационные технологии дают возможность повышать качество предоставления госуслуг и эффективность госуправления

Внедрение цифровых технологий в государственное управление нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным госуслугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, применение современных цифровых платформ в госуправлении. Прорывные идеи порой дают возможность региональным руководителям, отвечающим за цифровизацию, внедрять новые сервисы и решать новые сложные задачи. Эксперты отмечают, что базовыми для госсектора стоит считать решения на основе больших данных, искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (ИВ), включая «умный город».

В области искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, анализа промышленных и других данных, а также нейросети. В госуправлении ИИ служит инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения позволяют строить прогнозы на основании собранных данных (предиктивная аналитика). В целом цифровые технологии в госуправлении помогают более эффективно принимать решения.

ИВ применяется, в частности, для сбора данных об эксплуатации, мониторинга исполнения работ, выявления нарушений. «Умный город» с интернетом вещей — это концепция единого управляемого пространства, которое повышает безопасность и комфорт горожан, помогает следить за эффективностью работы всех служб и охватывает всю жизнь мегаполиса.

На российском рынке уже достаточно много решений, связанных с передовыми технологиями. Однако в государственный сектор они проникают не так активно. Связано это, в первую очередь, с тем, что в системе госуправления достаточно много специалистов, которые пока обладают лишь теоретическими знаниями в области применения цифровых подходов. В связи с этим часто даже при наличии тех или иных решений им сложно выстроить на их основе рабочие процессы, приводящие к конкретным, ощутимым результатам.

Между тем уже есть многочисленные примеры успешного применения таких технологий как ИИ в задачах видео аналитики: распознавание лиц, контроль скоплений людей, выявление драк и других нарушений на основе поведенческих моделей, контроль движения транспорта для выявления нарушений ПДД или наличия пешеходов в неположенном месте, распознавание снимков МРТ/КТ в медицине, контроль ношения масок, мониторинг очередей, выявление возгораний и несанкционированных свалок, мониторинг качества дорожного и пр.

В августе 2021 г. «Вымпелком» и Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России подписали соглашение о сотрудничестве. Партнеры будут обмениваться научно-технической информацией и информационными технологиями, реализовывать проекты по разработке и совместному продвижению продуктов, технологий и решений в области создания телекоммуникационной технологической инфраструктуры, центров обработки данных, программного обеспечения информационно-аналитических систем и систем управления.

Совместно с Сеченовским университетом оператор планирует создать прорывные продукты с применением ИИ и анализа больших данных, чтобы ускорить процесс постановки диагноза и облегчить работу врачей. Это сотрудничество поможет спасти много жизней и предупредить развитие серьезных заболеваний.

Большие данные

Существующие методы используют не полный перечень инструментов для формирования управленческих решений в госуправлении. Например, если в конкретном районе живут 50 тыс. человек, то на основании этих данных строятся МФЦ, школы, поликлиники и детские сады. Однако существующая методика оперирует доступными данными о постоянно и временно зарегистрированных. Нужно ли говорить, что россияне не очень щепетильно относятся к этому вопросу, и часто не ставят государство в известность при смене района проживания или даже субъекта федерации? В этом случае логично обратиться к использованию современных методов на основе больших данных телеком-операторов, которые показывают, что на самом деле в этом районе живет около 200 тыс. человек. А значит, подход к созданию инфраструктуры изначально строился на неверных предпосылках.

Точность данных, которые имеются в распоряжении телеком-операторов, порой удивляет. И они готовы поделиться (в обезличенном и агрегированном виде) сведениями не только о фактическом проживании граждан, но и о социальном статусе, доходе, составе семьи, основных увлечениях и других аспектах, которые могут помочь государству. Сведения Росстата на этом фоне выглядят основой для определения перечня управленческих решений, но окончательную точность обеспечивают именно большие данные.

Точность данных, которые имеются в распоряжении телеком-операторов, порой удивляет

Это лишь один из примеров того, как большие данные помогают реализовывать положения, закрепленные в национальной программе «Цифровая экономика». Отвечающие за трансформацию руководители государственных и региональных ведомств составляют планы по цифровизации вверенных им направлений. Понятно, что без применения современных методов управления и аналитики выстроить эффективные системы не удастся. Однако понимание задачи отнюдь не равносильно ее выполнению: многие госуправленцы, располагая большими данными в качестве инструмента для решения повседневных задач, еще не выстроили релевантные бизнес-процессы.

«Пока что большие данные не стали частью повседневной практики в госуправлении. Не все руководители понимают, какие именно управленческие решения нужно принимать на их основе. Для этого нужно уметь правильно ставить задачу, и в этом есть определенная сложность. Но государство готово и хочет этому учиться», — уверен Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».

Многие аналитики считают «Вымпелком» одним из безусловных лидеров в части разработки решений на основе больших данных. В последние годы компания инвестировала серьезные средства в развитие этого направления и накопила достаточно серьезный пул пилотных проектов. Основные сферы, в которых реализованы пилотные и полноценные проекты направления «Билайн.Геоаналитика» — построение объектов социальной инфраструктуры, развитие туризма и транспорта, безопасность, аналитика массовых мероприятий и маятниковой миграции. Это соответствует сложившимся в госорганах запросам, в том числе с учетом региональной специфики.

«Вымпелком» анализирует большие данные и для повышения качества своих сервисов, создания новых услуг. Ведь любое изменение социально-демографической среды, окружения человека влияет на потребление им мобильных сервисов, операторских и OTT-сервисов. Это знание помогает оператору оптимально планировать ресурсы сети, делать более точные таргетированные предложения, соответствующие нуждам пользователей, разрабатывать специализированные тарифные планы и персональные сервисы. Чем больше оператор знает о потребностях и привычках клиентов, тем лучший сервис он может предоставить. Конечно, для этого используется только обезличенная информация.

Кроме того, «Вымпелком» развивает направление «умный город». Это позволит расширить возможности пилотирования проектов в области интернета вещей, в частности проекты в сферах ЖКХ, логистики и городского видеонаблюдения. Исходя из этой концепции, подписано соглашение между «Вымпелкомом» и правительством Москвы. В Департаменте информационных технологий Москвы считают, что развитие партнерских взаимоотношений с передовыми технологическими компаниями, в число которых входит ПАО «ВымпелКом», поможет городу успешно реализовывать самые амбициозные задачи.

В «Вымпелкоме» отмечают, что машинное обучение позволяет быстро масштабировать любые решения. Но у развития технологий работы с большими данными есть еще один мощный драйвер: все более сложные задачи, которые возникают в госсекторе. Обоюдное развитие помогает не только ставить правильные управленческие решения, но и достигать параметров, заложенных в программу цифровизации страны. Важно, чтобы госсектор понимал, что работа с большими данными — не просто необходимость, а уже повседневная практика.

Практика цифровизации

Вот лишь некоторые примеры внедрения решений «Вымпелком»:

  1. Аналитика на транспорте. Цель реализуемого проекта — подсчет количества пассажиров на автобусе с помощью трех установленных в нем камер. Для представления заказчику результатов с графиками и таблицами создан специальный личный кабинет.
  2. Подсчет посетителей и контроль работы персонала поликлиник. Пилотный проект для госзаказчика осуществляется в пяти поликлиниках. Установленные камеры позволят собирать аналитику по числу посетителей, контролировать очереди в регистратуру, работу персонала в различных зонах, ношение масок. Система предусматривает создание личного кабинета с графиками, событиями и гео-слоем и его интеграцию с «Битрикс24» заказчика.
  3. Контроль заполняемости мусорных баков. С помощью камер осуществляется контроль мусорных баков. Есть личный кабинет с гео-слоем и информированием о заполнение бака. Проект находится в стадии реализации.

Таким образом, компания «Вымпелком» уже зарекомендовала себя как надежный партнер для цифровизации госуправления. Руководители, отвечающие за цифровую трансформацию, могут использовать решения «Билайн», которые нужны при создании и реализации соответствующих программ. Оператор разрабатывает и внедряет решения, которые делают работу госучреждений эффективнее, предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, облачные решения для безопасного хранения данных, стабильной работы ИТ-инфраструктуры и многое другое. Например, службы скорой помощи выстраивают короткие маршруты благодаря системам навигации «Билайн», а органы управления ЖКХ автоматизируют сбор данных с приборов учета.

«Самый распространенный пример в транспортной сфере — сбор данных о том, почему в городе в пиковое время курсируют полупустые автобусы или даже электробусы, у которых стоимость 1 км пути значительно выше, чем у других видов транспорта. С помощью больших данных можно прогнозировать места расположения остановок, точки притяжения большего количества людей, а также уровень нагрузок в разное время суток. Например, днем можно отправлять более дешевые с точки зрения обслуживания автобусы с меньшей вместимостью», — говорит Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».

Большие данные востребованы у органов власти. С помощью «Билайн.Геоаналитики» госзаказчики проводят мониторинг массовых скоплений людей в определенных локациях, в том числе на развлекательных мероприятиях, определяют плотность населения в конкретных муниципалитетах и т.д.

Заказчик получил возможность повысить качество проектирования территорий и выявить места с отстающим развитием, а также оперировать данными о реальной динамике прироста населения и об изменениях в его плотности.

Компания «Билайн» уже зарекомендовала себя как надежный партнер для цифровизации госуправления

В ходе реализации похожего проекта в Воронежской области были получены исчерпывающие данные о трудовой миграции между округами региона, определены места нахождения иностранцев и динамика изменения населения депрессивных районов области. Это помогло провести анализ эффективности различных мероприятий, внести коррективы в деятельность МВД и спланировать процессы создания новых рабочих мест.

Не менее важный блок проектов касается оптимизации сферы транспорта и пассажирских перевозок. Здесь большие данные (в том числе с применением видеоаналитики) могут кардинальным образом модернизировать логику всей инфраструктуры. Так, в Ростове-на-Дону на основе данных «Билайн.Геоаналитики» составили матрицу перемещения горожан с получасовой детализацией. Это дало возможность оценить объемы пассажирских перевозок из проблемных районов города, определить неохваченные транспортом направления, понять, где необходимо расширение дорог. Схожим образом открывались новые маршруты и в других регионах страны.

Туристическое направление — еще одна сфера, где большие данные могут привести к значимым результатам. Это позволяет не только улучшать туристическую инфраструктуру, но и понимать, какие объекты привлекают отечественных туристов, а какие — зарубежных. «Подобный проект был реализован нами в одном из субъектов РФ, — вспоминает Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком». — Мы определили портрет туриста, это помогает Минтуризму региона выстраивать свою политику».

В результате госструктуры легко выполняют целевые показатели, а их деятельность соответствует ожиданиям граждан. Страна становится более комфортной для жизни, сокращается дистанция между государством и гражданами, повышается доверие граждан к цифровой трансформации регионов и государства.