Разделы

Телеком

Аукционы или «конкурсы красоты»? Часть 1

Место на новом перспективном рынке — лакомый кусок для любой компании. Чтобы получить его, руководство компаний может пожертвовать многим в расчете на будущие сверхприбыли. Естественно, те, кто ведает «раздачей» таких мест, могут извлечь из своего положения немалую выгоду. Именно по такому сценарию во многих странах проходит сейчас распределение лицензий на мобильную связь третьего поколения (3G). Заинтересованные компании выкладывают огромные деньги только за право стать игроком нового рынка, а правительства кладут эти деньги себе в карман. При этом гигантские доходы государства от продажи лицензий обусловлены не только тем, что рынок 3G сейчас признается одним из наиболее перспективных. Главная причина в другом — регулирующие органы поставили претендентов в такие условия, когда они просто вынуждены платить за лицензии максимально возможную сумму. Проще говоря, власти устроили аукцион.

Аукционы как средство получения максимальной прибыли от продажи каких-либо ценностей, известны с глубокой древности. Но использовать их как схему распределения лицензий на различные виды деятельности стали относительно недавно. Проведение уже первых аукционов лицензий показало их высокую доходность для правительства. Особенно это касалось бурно развивающегося телекоммуникационного рынка. Лицензии на различные частотные диапазоны шли нарасхват, что очень понравилось правительствам стран, проводивших аукционы. Совершенно неожиданно в их бюджеты потекли миллиарды долларов. Вместе с тем многие компании были недовольны тем, что вместо традиционного отбора претендентов на основе различных параметров (качество услуг, скорость их внедрения и т.д.) устраиваются аукционы. По их мнению, это косвенно приводит к недобросовестной конкуренции на рынке, так как на аукционе побеждает самый богатый, а не самый лучший претендент.

Однако регулирующие органы ряда стран придерживаются иной точки зрения. Они считают, что в некоторых случаях проведение аукционов на лицензии более оправдано, чем сравнительный отбор. В первую очередь это касается тех случаев, когда ожидается большая экономическая выгода для лицензиатов (это касается и мобильной связи третьего поколения). Показательны аргументы в пользу проведения аукционов на лицензии 3G вместо организации конкурса, приводимые Радиокоммуникационным Агентством Великобритании. Эта страна первой решила приступить к распределению частотного диапазона, предназначенного для мобильной связи следующего поколения и теперь определение лицензиатов посредством денежного аукциона называется британской моделью выдачи лицензий.

Начнем с недостатков, которые видит Радиокоммуникационное Агентство в распределении лицензий посредством сравнительного отбора. Во-первых, руководство Агентства считает, что располагает заведомо меньшей информацией о возможности использования частотного диапазона, чем участники рынка. Следовательно, делает вывод британское ведомство, не исключена ситуация, когда спектр будет использоваться неэффективно. Но, по сути, таким образом Агентство расписывается в собственной некомпетентности. Одной из задач регулирующих органов как раз и является принятие решений о наиболее эффективном испольовании диапазонов.

Получается, что косвенно английская администрация связи признается, что не справляется со своими функциями. Второй недостаток существующих методов управления спектром, по мнению Агентства, заключается в том, что действующие регулятивные процедуры являются слишком затянутыми и негибкими. С этим трудно поспорить, подобные проблемы существуют практически везде, где компании обязаны согласовывать свою деятельность с государственными органами. Таким образом, Агентство открыто признает неэффективность государственного регулирования и, принимая решение о введении аукционирования для распределения лицензий, самоустраняется от управления некоторыми частотными диапазонами. При этом оно рассчитывает получить ряд преимуществ. Во-первых, предполагается, что победителями аукционов будут являться те, кто сумеет использовать спектр наиболее эффективно. В доказательство этого утверждения приводятся следующий аргумент: самую высокую цену за лицензию предложит тот, кто знает, как получить максимальную прибыль от использования диапазона. Однако это весьма спорно, поскольку компании, не обладающие техническими преимуществами, могут обладать большой финансовой мощью (например, если они являются частью большого холдинга), и наоборот, операторы, превосходящие конкурентов по ряду параметров, уступают им в деньгах. Кроме того, гигантская плата за лицензию повышает себестоимость пользования диапазоном для оператора (а значит, и для потребителя). Многие компании, получившие лицензии в Великобритании вынуждены выпускать облигации или осуществлять займы для возврата средств, потраченных на аукционе.

Следующее преимущество, которое видит Агентство в проведении аукционов — это беспристрастность. Здесь британское ведомство абсолютно право, поскольку победа на денежном аукционе не зависит от предпочтений каких бы то ни было структур. И, наконец, аукционы дают больше шансов компаниям-новичкам. Это действительно так, но здесь есть и обратная сторона: возможен такой исход аукциона, при котором лицензии не получат национальные операторы, что может лишить в будущем части доходов казну. Выигрыш в этом случае получат мультинациональные гиганты. Примером может служить гонконгская корпорация Hutchison Whampoa. Получив лицензию в Англии, компания намерена принять участие в аукционах в Швеции и Гонконге, причем в своей стране, где правительство еще не определилось, как выдавать лицензии, требует от властей провести аукцион. Модель аукционов позволяет компаниям, подобным Hutchison Whampoa, очень быстро осуществлять экспансию на новые рынки.

Читайте продолжение завтра.