Разделы

Телеком Телеком B2B

Будущее компаний за мобильными сотрудниками

Мобильность всегда означала быстроту: связи, получения информации, реакции на изменения. Сегодня мобильность как никогда способствует усилению еще одного важного для бизнеса фактора – гибкости. Сотрудник получает набор инструментов для того, чтобы в любой момент выполнить свои обязанности.

Мобильность предоставляет широкие возможности для бизнеса, который может использовать ее для значительного повышения эффективности. Изменения, происходящие сегодня, не столь радикальны, как во времена освоения интернета. Но принцип той эпохи остается верным и сейчас: на вершине конкурентной борьбы окажется тот, кто быстрее освоит новые технологии и извлечет из них максимальную пользу. Подтверждают это и аналитики: в списке "10 наиболее стратегических значимых технологий" Gartner за 2011 год мобильные устройства и планшеты заняли второе место, при том, что в перечне прошлого года они не упоминались вовсе.

Высокий уровень мобильности может повысить эффективность решения задач. Сотрудник может работать из дома, находиться на деловой встрече, в командировке, в любой части офиса. Но благодаря мобильной связи, высокоскоростному мобильному интернету и гаджетам, он не только быстро выйдет на контакт, но и сможет получить подробную информацию из корпоративных приложений, почты и интернета.

Для руководителя это открывает небывало широкие горизонты в построении корпоративной структуры и распределении обязанностей и ресурсов. В компании, грамотно использующей современные возможности мобильности, трудно представить себе топ-менеджера, не имеющего в нужный момент доступа к ресурсам, необходимым для решения той или иной задачи. "Руководители наконец-то начали ощущать, что все сотрудники компании постоянно находятся на связи, участвуют в развитии компании и оперативно отвечают на любые запросы", – отмечает ИТ-директор "Видео Интернешнл" Алексей Свирский. Мобильность не только дает руководителю возможность требовать максимально оперативного ответа от собственных подчиненных, но и позволяет ему без лишних проволочек обращаться к дополнительным трудовым ресурсам – фрилансерам, аутсорсерам.

Благодаря мобильности родилост самое динамичное поколение менеджеров по продажам в истории. Их работа всегда протекала "в поле". Но если раньше это могло негативно отразиться на коммуникациях с начальством и информированности, то теперь у сотрудников появился удобный и оперативный доступ к любой необходимой информации. Изменилась работа ИТ-подразделений. "ИТ-отделы приблизились к тому, что могут выполнять свою работу в режиме 24\7. Теперь они не откладывают решение проблем, а работают над ними тогда, когда это требуется бизнесу", – утверждает Алексей Свирский.

Мобильность стала одной из первичных потребностей компаний, подтверждают эксперты. "Компаниям уже сейчас интересны решения, позволяющие организовать офис и инфраструктуру почти в любом месте, – отмечает Ирина Астафьева, начальник отдела услуг передачи данных компании "Вымпелком". – Однако если сейчас комплексными решениями интересуются крупный и средний бизнес, то постепенно спрос на подобные решения возникает и среди небольших компаний. Помимо мобильной корпоративной связи, которая уже становится нормой жизни, интересен и мобильный интернет, позволяющий организовать офис чуть ли не в полевых условиях".

Неизбежное будущее

Планшеты и смартфоны регулярно бьют рекорды продаж. Нет никаких сомнений в том, что за ними ближайшее будущее компьютерных технологий. Но как к переменам относится бизнес? Согласно исследованию, проведенному MerchantCIrcle по итогам 2010 года в США, смартфоны в работе используют 49% владельцев малого бизнеса. 35% из них предпочитают телефоны марки Blackberry, 33% отдали предпочтения iPhone, а 25% – Android-устройствам. Большинство респондентов отмечали, что ежедневно используют смартфоны, для того чтобы оперативно отвечать на звонки и электронную почту, а также планировать свой день.

Отечественный малый бизнес пока остается в стороне от тенденций развитых рынков. Например, в розничной торговле предпочтение по-прежнему отдают специализированным устройствам. "Использование мобильных решений в классической розничной торговле, с моей точки зрения, не привнесло каких-то кардинальных изменений, – отмечает Ольга Щепунова, руководитель проекта внедрения Oracle в компании "Твое". – Стандартно используются именно специализированные устройства, ориентированные на конкретные задачи (например, радиотерминалы сбора данных и price-cheker’ы)». С ее точки зрения, шумиха, поднятая вокруг мобильных решений – пока только шумиха.

Тем не менее, число людей, использующих планшеты в работе, постоянно увеличивается. Опрос, проведенный агентством Staples Advantage среди пользователей планшетов по всему миру, показал, что для работы этими гаджетами пользуется 60% представителей компаний разной величины, и 80% из них утверждают, что "таблетки" помогли им установить баланс между работой и личной жизнью и эффективнее использовать рабочее время. Если пока бизнес еще не в полной мере оценил преимущества, которые дают мобильные устройства, то в будущем это неизбежно.

"Доступ к почте, контактам и календарю "на лету" может понадобиться большинству офисных сотрудников. Я ожидаю бума корпоративного использования смартфонов в ближайшие 2 года", – заявил генеральный директор Adobe Systems в России и СНГ Арсений Тарасов. Ирина Астафьева согласна с ним: "Если рассматривать суммарно рынок смартфонов и планшетов, то его рост действительно окажет существенное влияние на развитие мобильного интернета и связанных с ним сервисов".

Азарт против эффективности

Как бы то ни было, эксперты неоднократно ставили под сомнение эффективность мобильных технологий для работы. Смартфоны и планшеты – палка о двух концах. Их преимущества неоспоримы. Но, согласно исследованию, проведенному журналом Director, на каждые 20 мин. применения смартфона «во благо» приходится от 30 до 90 мин., проведенных за бесполезным интернет-серфингом, играми и личными коммуникациями.