Разделы

Телеком

Экспансия русских связистов: не так и не туда

Часто можно слышать, что российские телекоммуникационные компании активно выходят на зарубежные рынки и скупают иностранных телекомов "пачками". Реальность намного банальнее: "русские идут", но не так и не туда.

Telenor. Иным примером может стать норвежский Telenor, который где самостоятельно, где в блоке с другими иностранными партнерами, осваивал рынок за рынком. Во всех зарубежных странах компания редко где имеет пакет крупнее блокирующего. Свой бренд компания нигде не рекламирует, а все ее приобретения проходят тихо и незаметно. Но между тем, Telenor никогда не бросалась в крайности. На данный момент компания успешно действует на рынках Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. В прошлом году она вышла на рынок Пакистана. А следующим тихим шагом стратегии станет планируемое открытие в 2006-м году представительского офиса во Вьетнаме, где наличие местной регистрации является требованием для ведения инвестиционной деятельности. Объявленная в следующем году правительством Вьетнама частичная притизация местных операторов позволит компании выйти на рынок фантастических перспектив (При населении 82 млн. человек и темпах роста экономики более 7% сотовой связью охвачено около 10%).

Ярким примером грамотного использования "недооценных" активов служит опыт компании Millicom, работающей исключительно на высокорискованных (но и доходных) рынках стран третьего мира.

Все упомянутые выше компании представляют разные способы выхода на разные рынки. Но конечная цель у всех одна – расширение своего присутствия в глобальном телекоммуникационном пространстве.

К сердцу южных гор

Так неужели зарубежные амбиции неосуществимы для российских телекомов? Если эти амбиции не миф, и не самореклама, то нашим компаниям следует подготовить целевую стратегию, учитывающую не только экономическую составляющую, но и географическую, политическую и социально-культурную.

Победное шествие российских компаний по рынкам стран СНГ подтверждает, что использование исторически сложившихся знаний местных реалий, а также традиционных связей приводит к успешному результату. Если же молодые российские компании планируют продолжить свою экспансию на рынки дальнего зарубежья, то они прежде всего должны обратить внимание на государства, в период новейшей истории находившиеся в зоне советского влияния. Несмотря на крутой "прозападный" поворот во внешней политике Российской Федерации, последовавший за распадом СССР, былой авторитет страны полностью не утрачен.

На Востоке – это бурно развивающийся Вьетнам, вечно спящий Лаос и туристическая Камбоджа. Сюда же можно отнести осуждаемую ведущими странами Мьянму за нарушения в области прав человека (Что, правда, не мешает Китаю успешно развивать с ней торговлю). Совукупный объем рынка этих стран превышает 150 млн. человек при том, что проникновение сотовой связи варьируется от 1 до 10%.

В Африке – это страны юга континента (например, Ангола, Мозамбик и Зимбабве) и Северной Сахары (Алжир и Ливия). Однако политические и экономические риски на этом континенте более высоки, чем в других частях света. И успешно работать на них будут способны не просто профессионалы высокого класса, а в небольшой степени и авантюристы.

Если география экспансии обширна, то следует адаптировать к ней и кадровую политику. Годы становления и развития на внутреннем рынке помогли создать большой кадровый задел в технической, маркетинговой и экономической деятельности. Но для выхода на международную арену необходимо привлечение и опытных специалистов подобного уровня, знающих культурную и политическую специфику конкретных стран. Иначе даже самый грамотно спланированный проект упрется в непреодолимые преграды и в результате приведет к краху. Хотя изначально возникшие в нем проблемы можно было бы легко обойти, зная подчас бытовые особенности местной жизни

В создании и утверждении стратегии необходимым условием должно стать изначальное устранение противоречий в вопросе по развитию экспансии между со-владельцами компании. Например, постоянные противоречия между основными акционерами "Вымпелкома", ставшие достоянием гласности, будут только блокировать развитие этой компании в других странах, нанося ей не только имиджевый, но и экономический вред.

Не стоит умалять и роли государства в поддержке продвижения экспансии в другие страны. Пример, когда разговор российского президента с турецким премьером внес заключительное слово в сделке "Альфы", к сожалению, является единичным примером. Безусловная поддержка в освоении новых рынков со стороны государства крайне необходима, прежде всего - в политическом лоббировании и отстаивании интересов российских компаний зарубежом.

Краткий анализ показывает, что для реализации международных амбиций нет никаких существенных препятствий, Надо лишь четче определить свои цели и планомерно, шаг за шагом приступать к их реализации.

Алексей Синчуков