Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь ИТ в торговле

Элдар Разроев: "Евросеть" не занимается агрессивными поглощениями

Компания "Евросеть" известна на рынке своей неординарной политикой ведения бизнеса. В интервью с корреспондентом CNews президент компании "Евросеть" Элдар Разроев рассказал об основных тенденциях рынка мобильных телефонов, о состоянии компании и об ее планах на будущее.

CNews: Как вы оцениваете развитие российского рынка мобильных телефонов по итогам 2006 года? Насколько, по вашим оценкам, вырастет объем рынка в 2007 году?

Элдар Разроев: На сегодняшний день российский рынок мобильных телефонов переходит из стадии роста в стадию насыщения. Большую роль начинает играть реплейсмент, а соответственно, растут цены на телефоны. И этому способствует активная политика кредитования банков. Поэтому при том, что объемы продаж в этом году уменьшились, тем не менее, с точки зрения выручки заметный рост. Вот это основные тенденции. В будущем, я думаю, эти тенденции сохранятся.

CNews: Согласны ли вы с мнением, что российский рынок сотовой связи постепенно близится к насыщению?

Элдар Разроев: Сейчас на рынке существует несколько тенденций. Во-первых, операторы заявляют цифры проникновения выше, чем они есть на самом деле. Это не обман, просто методическая ошибка, поскольку они считают sim-карты, а реальное количество абонентов меньше в виду того, что есть абоненты, которые отключились, а оператор продолжает их считать. Во-вторых, есть достаточно большая группа абонентов, у которых по две, иногда и больше sim -карт. Если эти факторы просуммировать, то получается, что средний уровень проникновения ниже заявляемого приблизительно на 40-45%.

С другой стороны, потенциальная аудитория потребителей услуг сотовой связи в нашей стране существенно уже, чем в Европе. Это происходит потому, что достаточно большой процент наших сограждан проживает в сельской местности и малых городах, где сотовая связь не столь актуальна. Второй фактор, который тоже нужно учитывать, это низкая покупательная способность россиян. И поэтому потенциал для дальнейшего роста абонентской базы не столь высок, как в европейских странах. Однако к этому потенциалу нужно добавить нерезидентов. Россия страна, которая привлекает гастарбайтеров, и это достаточно большая масса очень активных и регулярно обновляемых потребителей. Соответственно, если учесть все эти обстоятельства, мы совершенно точно должны увидеть, что рост абонентской базы близок к насыщению. И в ближайшие годы он будет показывать меньший прирост, чем в предыдущие годы.

Cnews: Насколько ситуация с относительным снижением темпов подключения новых абонентов коррелирует с развитием рынка мобильных телефонов?

Элдар Разроев: Мы ожидаем, что в следующем году драматичных изменений не произойдет, то есть, рост пользователей продолжится. Однако для нас наиболее важный фактор – это не рост пользователей, а реплейсмент. То есть, когда старые, уже состоявшиеся пользователи меняют телефон, покупают более современные, более дорогие модели. На сегодняшний момент для экономики нашей компании это более значимый фактор.

CNews: По данным экспертов, продажи на российском рынке мобильных телефонов все больше смещаются в сторону дорогих моделей. Согласны ли вы с этим утверждением? Какова структура продаж в компании "Евросеть"?

Элдар Разроев: Рынок мобильных телефонов очень дисперсный. Модельный ряд у разный производителей достигает 20 и более моделей в определенные периоды, да и самих производителей много. Поэтому фактически говорить о лидерах продаж не очень корректно. Цена растет, средняя цена на сегодняшний момент – в районе 170 долларов с тенденцией к росту. Наверно, в следующем году она приблизится к 200 долларам. Мы стали замечать, что в последнее время существенно повысился спрос на дорогие телефоны, и эта тенденция сохраняется.

CNews: Как вы оцениваете развитие российского рынка VAS в 2006 году? Очевидно, что прогнозы аналитиков относительно бурного развития сегмента мобильного контента в нашей стране не оправдались. Как он будет развиваться в ближайшие годы на ваш взгляд?

Элдар Разроев: У меня очень предвзятое отношение к рынку дополнительных услуг. Во-первых, сегмент дополнительных услуг – это запасной парашют. Потому что телекоммуникационные услуги за последнее столетие в среднем дешевели на 10% в год. Соответственно, эта тенденция имеет место и в голосовой мобильной минуте. И когда снижается доход, на смену этому потерянному доходу должны приходить доходы от новых услуг. Однако, на мой взгляд, VAS эту миссию не выполняют, потому что фактически все услуги, которые мы называем дополнительными, являются услугами по удовлетворению потребностей в лучшем случае в развлечениях. Соответственно, эти услуги не отражают весь спектр потребностей людей, которые могли бы удовлетворяться с помощью мобильного телефона. На мой взгляд, пока не произойдет трансформации в ассортименте дополнительных услуг, мы будем иметь дело с достаточно маргинальной долей этого бизнеса. На сегодняшний момент это порядка 15%. А для того чтобы сотовая связь успешно развивалась в третьем поколении, дополнительные услуги должны занимать в ARPU порядка 70%. Но сейчас к этому просто нет никаких предпосылок.

Безусловно, сегмент мобильного контента будет расти, но расти достаточно умеренными темпами. В этом году он, наверно, вырастет, но в среднем на 10-20%. Наверно, такой же умеренный рост будет и в следующем году. Но в этой области должна произойти революция.