Разделы

Телеком

"Евросеть": Данные мобильных операторов преувеличены в два раза

Уровень проникновения сотовой связи в России постепенно подбирается к психологической отметке 100%, причем в Москве и Санкт-Петербурге эта планка уже взята - рапортуют операторы мобильной связи и аналитики. Зная о скептическом отношении компании "Евросеть" к официальным данным о количестве абонентов, редакция CNews решила взять интервью у представителя этого ритейлера. Наш корреспондент встретился с вице-президентом по маркетингу в "Евросети" Владимиром Богдановым на стенде компании на Всемирном конгрессе 3GSM в Барселоне. Собеседник CNews рассказал о реальном положении дел на рынке ритейла мобильных телефонов и поделился своими соображениями относительно реального количества абонентов сотовых сетей в нашей стране.

CNews: На сколько вырос рынок ритейла сотовых телефонов в России в 2005 году?

Владимир Богданов: Розничный рынок в прошлом году составлял 33,5 млн.телефонов. Для сравнения: в 2004 году этот показатель равнялся 30,3 млн., а в будущем году мы прогнозируем увеличение продаж до 35 млн. аппаратов. Из этого видно, что количественный рост был и будет невелик, однако в денежном выражении ситуация кардинально иная. Если в 2004 году средняя розничная стоимость сотового телефона составляла $142, то в 2005 году - $164. А в 2006 году она составит, по нашему мнению, более $190. Такое увеличение средней стоимости телефона связано, в первую очередь, с тем, что сегодня практически по всем телефонам полностью производятся таможенные платежи. То есть рынок обелился, чему мы несказанно рады.

CNews: Как отражается насыщение рынка на продажах мобильных телефонов?

Владимир Богданов: Продажи телефонов в Москве в 2005 году по сравнению с продажами 2004 года упали, причем довольно серьезно - примерно на 10%. И это результат насыщенности, зрелости рынка в Москве. Осталось совсем немного новых абонентов, которые покупают телефоны впервые, основной объем продаж приходится на реплейсмент, то есть на покупку нового аппарата существующим абонентом. Замечу, что в 2005 году уровень реплейсмента в России составил 65%.

CNews: Что же в таком случае ожидает рынок в 2006 году?

Владимир Богданов: В 2006 году, по нашему мнению, будет продано примерно 35 млн. сотовых телефонов. Однако, это не окончательный прогноз, потому что уже сейчас продажи первых двух месяцев года не внушают особого оптимизма. В 2004 году за первый квартал в нашей стране было продано в розницу 6 млн. телефонов, за такой же период в 2005 году - 7,8 млн. аппаратов. За январь этого года в России реализовано почти 2,2 млн. телефонов, в феврале - также 2,15 млн.телефонов. По нашей оценке, в I квартале 2006 года будет продано 6,75 млн. телефонов.

То есть с одной стороны мы говорим о том, что рынок розничных продаж в этом году будет несколько больше рынка 2005 года, а с другой – первый квартал показывает падение продаж. И это настораживает, хотя мы рассчитываем все-таки, что ситуация улучшится. Улучшение ситуации будет связано, в частности, с фактором потребительского кредитования. Оно делает доступным телефоны практически любому человеку.

Владимир Богданов: В 2006 году средняя розничная стоимость сотового телефона составит, по нашему мнению, более $190

Владимир Богданов: В 2006 году средняя розничная стоимость сотового телефона составит, по нашему мнению, более $190

Но это мы все говорим про объемы рынка в количественном выражении. Если же посмотреть на финансовый аспект, то здесь складывается совершенно иная картина. Если в прошлом году розничные продажи составили примерно $5,4 млрд., то в этом году будет $6,8 млрд. То есть прирост по количеству небольшой, а в денежном выражении - громадный. Подчеркиваю, что эти цифры приведены с учетом НДС, таможенных платежей.

Что касается уровня реплейсмента, то он в 2006 году, скорее всего, составит порядка 70%. Средний срок замены сотового телефона уменьшится с прошлогодних 19 месяцев до 14.

CNews: Что, на ваш взгляд, может повлиять на рынок, повысить уровень продаж?

Владимир Богданов: Во-первых, увеличится уровень продаж телефонов в кредит, причем - уже в этом году. А в следующем на объем рынка продаж сотовых телефонов может повлиять выдача лицензий и начало работы 3G-сетей. В этом случае реплейсмент станет большим. Еще один фактор - возможное начало продаж операторских телефонов.

CNews: Не приведет ли насыщение рынка мобильных телефонов к перегибу в сторону аксессуаров?

Владимир Богданов: В прошлом году в России аксессуаров и сотовых телефонов было продано около 52 млн. штук, что в денежном выражении составляет около $350 млн. В целом, аксессуары приносят 5% от суммарной выручки ритейлера.

Хотелось бы отметить, что в Европе, по нашим данным, продается всего лишь один аксессуар на четыре телефона. У нас – больше одного. Это во многом связано с быстротой и широтой предложения азиатских товаров на нашем рынке. В 2006 году, мы полагаем, продажи аксессуаров останутся примерно на том же уровне.

CNews: Как вы оцениваете абонентскую базу в России? Разделяете ли вы выводы исследовательских компаний, которые докладывают о стопроцентном проникновении сотовой связи в некоторых регионах России?

Владимир Богданов: В целом, рынок розничных продаж сотовых телефонов близок к насыщению, и уже начинает стабилизироваться. По данным исследовательских агентств, в 2004 году Москва перешагнула стопроцентный порог глубины проникновения сотовой связи. Санкт-Петербург достиг этой отметки где-то в феврале прошлого года. Для нас 100% глубина проникновения сотовой связи - это показатель того, что все население, которое хотело приобрести телефон, сделало это. Мы считаем, что реальная абонентская база России на конец прошлого года составляла 61,7 млн. человек. Таким образом, данные операторов о 126 млн. абонентов в России преувеличены приблизительно в два раза.