Разделы

Телеком

"Евросеть": Данные мобильных операторов преувеличены в два раза

Уровень проникновения сотовой связи в России постепенно подбирается к психологической отметке 100%, причем в Москве и Санкт-Петербурге эта планка уже взята - рапортуют операторы мобильной связи и аналитики. Зная о скептическом отношении компании "Евросеть" к официальным данным о количестве абонентов, редакция CNews решила взять интервью у представителя этого ритейлера. Наш корреспондент встретился с вице-президентом по маркетингу в "Евросети" Владимиром Богдановым на стенде компании на Всемирном конгрессе 3GSM в Барселоне. Собеседник CNews рассказал о реальном положении дел на рынке ритейла мобильных телефонов и поделился своими соображениями относительно реального количества абонентов сотовых сетей в нашей стране.

CNews: На чем основаны ваши данные?

Владимир Богданов: Все очень просто. За все время существования сотовой связи в России было продано почти 97 млн.телефонов. Выходит, в нашей стране абонентская база уже не может быть выше ста миллионов. Более того, многие аппараты уже отслужили свое и не используются.

Как я уже говорил, в этом году в России были реализованы 33,5 млн. сотовых телефонов. В это же время операторы и аналитические агентства Iks-Consulting и ACM Consulting заявили о том, что в России 126 млн. человек пользуются сотовой связью. Однако еще в начале прошлого года было 74 млн. абонентов, то есть прирост в 2005 году составил примерно 52 млн.человек. Это невозможно при 33,5 млн. реализованных телефонов с учетом реплейсмента. То есть, грубо говоря, примерно 20 млн. аппаратов были проданы уже существующим абонентам. А прирост абонентской базы составил около 16 млн. человек, где 13 млн.человек купили впервые новые телефоны, а 3 млн. – получили б/у телефоны от родных и близких. CNews: Хотелось бы поговорить о "сером" рынке сотовых телефонов. Насколько удалось его "обелить"?

Владимир Богданов: Начну с того, что рынок у нас очень сильно структурирован. В России 10-11 компаний контролируют практически 76% продаж сотовых телефонов. А первые три или четыре имеют 60% рынка, что говорит о зрелости. И вот эти самые крупные компании работают по правилам, то есть в рамках закона.

Владимир Богданов: рынок  у нас очень сильно структурирован. В России 10-11 компаний контролируют практически 76% продаж сотовых телефонов

Владимир Богданов: рынок у нас очень сильно структурирован. В России 10-11 компаний контролируют практически 76% продаж сотовых телефонов

Однако среди более мелких структур встречаются и те, кто ввозит телефоны по "серым" схемам. Мы знаем, что в Северо-Западном регионе некоторые компании работают по таким схемам. Полагаю, знаем об этом не только мы, но и таможня.

CNews: Какой процент сотовых аппаратов сейчас ввозится в Россию по "серым" схемам?

Владимир Богданов: Я не думаю, что он очень большой.

CNews: В пределах 10%?

Владимир Богданов: Я думаю, что меньше. Но самое главное не это. Обычно лидер рынка определяет ценовую политику на рынке. Вот "Евросеть" - лидер, и мы вроде бы ее определяем. Но у нас относительно высокие цены, и поэтому даже маленькая компания, которая ввезла сюда телефоны и не заплатила полностью налоги и пошлины, устанавливает цены. И уже она будет определять нижнюю границу цены – у нее есть все возможности для этого. На сколько они не доплатили, на столько они смогут снизить цены. И при наших низких издержках мы все равно не можем поставить такую же цену. Поэтому, несмотря на то, что недобросовестные компании маленькие, они очень сильно портят рынок. Мы надеемся, что производители тоже обратят на это внимание и прекратят работу с этими компаниями.

CNews: Кстати, когда проводились таможенные "зачистки", аналитики говорили, что наступит дефицит телефонов, цены взлетят. В общем, цены поднялись… Как вы прокомментируете произошедшее?

Владимир Богданов: Если посмотреть на ежемесячные объемы рынка, то мы увидим, что в июне 2005 года было продано 3,2 млн. сотовых телефонов, в июле – где-то 3,1 млн., в августе до 15 числа (дата начала кризиса) – 1,6 млн. За вторую часть месяца продали примерно 1 млн. Потом появился дефицит, многие оптовики перестали работать. Мы продолжали свою деятельность, потому что…

CNews: Покупали телефоны у конкурентов?

Владимир Богданов: Ну, если они сбрасывали по цене ниже предложения производителей, мы это делали. Потому что в данных момент был дефицит. Тогда многие компании начали сбрасывать телефоны, а мы покупали. В результате, несмотря на дефицит на рынке, у нас телефоны были. Само собой, цены поднялись на 15%-17%. Но дело в том, что потом вендоры снизили цены, и фактически стоимость тех моделей телефонов, которые были до кризиса, вернулась на прежний уровень. Но новые модели телефонов шли уже по другой цене. Их средняя розничная стоимость на рынке увеличилась к концу года до $190. И за счет этого средняя розничная цена сотового телефона составила в 2005 году $164.

CNews: Если говорить о зарубежных рынках, сейчас "Евросеть" присутствует в Казахстане, Киргизии, Белоруссии и на Украине. Планируете ли двигаться дальше, за пределы стран СНГ и Балтии?

Владимир Богданов: Мы считаем, что в 2006 году на зарубежных рынках мы будем развиваться в СНГ. За пределами этого региона есть несколько стран, которые интересны. Для нас очень важно, чтобы там был дистрибьюторский рынок. Например, в Турции он есть. Там, правда, сейчас Vodafone купил второго сотового оператора, а мы знаем, что этот оператор сразу вводит операторские телефоны. И, возможно, у него хватит сил перевести рынок Турции в операторский. В Румынии также может быть интересно, потому что там тоже до последнего времени 30% продаваемых телефонов были б/у. Затем идет Венгрия – страна тоже достаточно интересная. Что касается остальных стран, то надо посмотреть внимательно. В этом году мы туда идти не предполагаем.

CNews: Спасибо.