Разделы

Телеком

“Инфоком 2005” как PR-кампания российских инфокоммуникаций

«Инфоком» в очередной раз подтвердил свой статус PR-площадки для демонстрации успехов в области информатизации страны. Благодаря своей масштабности проекты не могли не вызвать интереса у иностранных вендоров и российских производителей телекоммуникационного оборудования, в лексиконе которых изобиловали громкие термины, вроде IMS, FMC или NGN.

Руководитель отдела технологий и развития бизнеса компании Lucent Technologies Андрей Радкевич

Lucent

CNews: Что означает продвигаемая Lucent концепция IMS для конечных пользователей, какие удобства и услуги получат абоненты тех операторов, которые возьмут ее на вооружение?

Андрей Радкевич: Я бы не стал разделять услуги и удобства. И оператор, и абоненты, прежде всего, имеют дело с услугами, некоторые из которых реализуют те или иные удобства для их пользователей. Удобство - одно из ключевых слов в концепции IMS, предполагающее гибкость и легкость в разработке и предоставлении новых услуг со стороны оператора и в последующем управлении ими, а также доступность и простоту для пользователей в получении всего многообразия телекоммуникационных услуг, представленных на рынке. Среди услуг, которые может реализовывать оператор на базе подсистемы IP-мультмедиа (IMS), есть услуги, направленные на обеспечение удобства для абонентов. Эти услуги, включая и традиционные, становятся удобнее в смысле разнообразия доступа к ним из любого места, посредством различных терминалов и в то время, когда это необходимо абоненту. При этом спектр услуг расширяется. Появляются также приложения, ориентированные на увеличение рынка оператора и затрагивающие те области, где операторы связи до этого не работали, а потребности потребителей удовлетворялись другими способами. Оператор, внедряя такие услуги, забирает клиентов с других рынков, например, с рынка развлечений и игр, или с рынка, на котором решались вопросы повышения производительности работы сотрудников предприятий, или с рынка безопасности. И если раньше, например, клиент был готов платить за услуги связи не больше 10 долларов в месяц, то теперь он готов платить и 20 долларов, потому что телекоммуникационные услуги стали охватывать те действия, которые раньше не принадлежали к сфере таких услуг.

Сейчас уже практически всем понятно, что вряд ли существует какое-то одно убойное приложение (killer application), которое, как философский камень, искали пару лет назад, и которое должно было помочь оператору завоевать рынок и заработать много денег. IMS – замечательное решение, реализующее стандартизацию сети любого оператора таким образом, чтобы позволить ему внедрять любые услуги, объединять услуги в пакеты, формируя новые сервисы. Это решение дает возможность использовать разнообразную существующую в сети информацию об абоненте, операторе, стороннем контенте, которая обеспечивает разработку любой новой услуги и ее внедрение с меньшими затратами. Соответственно, развертывание IMS направлено не только на создание услуг, предоставляющих пользователям максимум удобств, или принципиально новых сервисов. Очень важно то, что предоставление этих услуг будет иметь гораздо меньшую стоимость для оператора и, соответственно, они могут стать гораздо более привлекательными для любого абонента просто потому, что они будут более дешевыми и будут появляться сразу, по мере возникновения пожеланий.

CNews: Каковы технологические аспекты перехода сервис-провайдеров на IMS – как реализовать такую архитектуру на практике?

Андрей Радкевич: IMS – это прежде всего новый стандарт. Сейчас в рамках концепции IMS стандартами ITU-T, 3GPP реализованы в едином формате требования к мультисервисным сетям, оборудованию гибкой коммутации, сетям следующего поколения, о которых раньше много говорили, но не могли четко определить. Давно стало ясно, что мир связи будет развиваться вокруг интернета как наиболее массовой среды общения. Соответственно, важным понятием для такого объединения сетей стал интернет-протокол, как протокол, посредством которого происходит это общение в интернете. Стало ясно - то, что стоит за понятием мультисервисных сетей, все больше сводится к интернет-протоколу.

При преобразовании сети оператора было бы неверно считать самым главным модернизацию магистральной части сети путем построения мультисервисной сети. Это одно, и, как сегодня стало известно, не самое главное направление. Можно построить мультисервисную сеть, она может использовать новый перспективный протокол и будет организована по каким-то новым принципам, но если эта сеть, или оператор, не гарантирует возможность доступа к своим потенциальным абонентам, если сети доступа, которыми пользуются абоненты этого оператора, не будут наполнены самыми разнообразными услугами, т.е. эта сеть не будет приносить денег, то от этого будет мало толку. С этим как раз столкнулось большинство операторов в начале 2000-х г.г., проявив односторонний подход в строительстве сетей нового поколения и создавая магистральные сети без должного внимания к наполнению этих сетей и нацеленности на потребителя.

Затраты, которые производятся без соответствующей отдачи, приводят к убыточности сетей. Поэтому при разработке концепции IMS было уделено много внимания разработкам общих стандартов. Эти стандарты были нацелены на то, что модификации требует не только магистральная часть сети, но и сети доступа, а также уровень приложений и пользовательские базы данных. Последнее – наименее стандартизованная сейчас часть сетей операторов.

Технологические аспекты, лежащие в основе стандарта IMS, основаны на максимальной стандартизации всех уровней сети, протоколов взаимодействия между разными элементами сети, на внедрении достаточно общих и хорошо определенных элементов вместо расплывчатых понятий «сеть нового поколения», «софтсвич» и т.д. Сейчас в рамках стандарта IMS имеется ограниченный перечень точно определенных сетевых элементов, которые и должны составлять основу сети оператора будущего, независимо от того, какой это оператор - мобильный, фиксированный или конвергентный. И переход операторов к сети IMS связан с тем, что эта сеть позволяет более эффективно внедрять новые услуги. Вложив единожды деньги в создание новой инфраструктуры, каждую последующую услугу оператор сможет внедрять быстро и практически бесплатно. Сеть сможет поддерживать любой вид услуг, которые пожелает внедрить оператор. Поэтому оператор сможет быстрее изменяться в зависимости от настроения клиентов и требований рынка.

Существуют самые разнообразные модели внедрения инфраструктуры IMS на практике. В зависимости от того, каковы конкретные потребности оператора, каковы потребности рынка и стратегии развития бизнеса, внедрение сети IMS можно начинать с тех элементов, которые сети наиболее необходимы. Некоторые операторы могут начинать это с внедрения элементов транзитной сети, другие с унификации и консолидации баз данных. Некоторые могут создавать граничные элементы сети, которые обеспечивают необходимые способы взаимодействия со сторонними провайдерами контента или сторонними операторами. Все это зависит от конкретной идеи, которая стоит перед оператором, от его бизнес-планов. Совсем не обязательно сразу строить сеть целиком и вводить все элементы сети одновременно. Необходимо оценить, внедрение каких элементов IMS, приведет к максимальному экономическому эффекту на данном этапе, а какие можно внедрять позже.

CNews: На российском рынке решений операторского класса обостряется конкуренция – помимо западных компаний в Россию устремились китайские компании. Какие конкурентные преимущества намерена использовать Lucent для завоевания своей доли рынка?

Андрей Радкевич: Основное, что позволяет Lucent успешно конкурировать на телекоммуникационном рынке, это мощная научно-исследовательская база и разработки, которые сосредоточены в Лабораториях Белла, являющихся подразделением компании. Инновации, создаваемые здесь, позволяют нам находиться всегда немного впереди и избегать той конкуренции, в которую ввязываются другие игроки, включая китайские и некоторые российские компании. Мы всегда можем предложить уникальный продукт, обладающий теми свойствами, которые позволяют нам работать вне конкурентной среды. Любой продукт становиться рано или поздно массовым, переходит в ширпотреб и сталкивается с конкуренцией. Мы не считаем эти рынки главными для себя. Главное для нас – это инновации. Мы находим для себя рынки, где конкуренции еще нет, или она пока минимальна. Мы стараемся выходить на рынок с новыми продуктами, которые обеспечивают нам фору в несколько лет, давая возможность существовать вне конкурентной среды.

CNews: Какие из новинок Lucent, на Ваш взгляд, завоюют наибольшую популярность на российском рынке? Какие предпосылки существуют для этого?

Андрей Радкевич: Большинство элементов IMS из портфеля решений Lucent Accelerate™ как раз сейчас становятся наиболее популярными на рынке. Для разных операторов это разные элементы.

Наиболее востребованными сейчас являются такие решения, как унифицированный сервер пользовательских данных Unified Subscriber Data Server (USDS), комплекс продуктов MiLife как средство разработки и универсальная сервисная платформа, а также сетевые контроллеры, медиа-шлюзы и сигнальные шлюзы.

Предпосылкой интереса к нашим решениям IMS является то, что операторы сталкиваются с конкуренцией. У них появляется настоятельная потребность в расширении портфеля услуг, снижения издержек. Это и является решающими факторами при внедрении решений IMS.

Сервисная архитектура подсистемы IP-мультимедиа (IMS) составляет фундамент решений Lucent Accelerate™, которые позволяют реализовать сервисную интеллектуальность на всех уровнях проводных и беспроводных сетей, включая 802.11, 802.15, CDMA, GSM/EDGE/UMTS. Архитектура IMS определена в стандартах консорциумов 3GPP и 3GPP2, Европейского института стандартов связи ETSI и Форума Parlay.

Унифицированная сервисная архитектура IMS поддерживает широкий спектр сервисов и серверов приложений, предоставляющих как обычные телефонные услуги, так и новые конвергентные мультимедийные сервисы (обмен мгновенными сообщениями, мгновенная многоточечная связь, передача видеопотоков, обмен мультимедийными сообщениями и т.д.).

Сервисная архитектура представляет собой набор логических функций, которые можно разделить на три уровня: уровень абонентских устройств и шлюзов, уровень управления сеансами и уровень приложений.

CNews: Спасибо.

Состав решения Lucent IMS

Сетевой контроллер Lucent NC выполняет функции управления вызовами и сеансами, управления шлюзами и взаимодействием сервисов, обеспечения качества обслуживания, контроля медиаресурсов, взаимодействия интеллектуальных сетей и функции сервера приложений для определенных приложений телефонии.

Линейка медиашлюзов Lucent и третьих фирм обеспечивает существенное снижение издержек и защиту инвестиций.

Сервер медиаресурсов Lucent MRS представляет собой гибкую платформу, обеспечивающую распознавание речи, трансляцию объявлений и бриджинг медиапотоков.

Сервер приложений Lucent MiLife AS – программируемая платформа конвергентных сервисов следующего поколения с использованием открытых интерфейсов.

Сервер Lucent MiLife SIP – реализует функции протокола SIP (перенаправление, прокси, регистрация) в едином сетевом элементе.

Интеллектуальный сервисный шлюз Lucent MiLife ISG на базе стандартов Parlay/OSA выполняет широкий спектр функций медиации и управления правилами.

Распределенный регистр местоположения пользователей Lucent S-DHLR служит единой платформой управления абонентскими данными для всей операторской структуры доставки сервисов.

Комплекс решений Lucent MiLife SurePay обеспечивает биллинг с предоплатой и оплатой по факту для сервисов передачи голоса и данных в разнородных сетях.

Программное решение управления IP-адресами и сервисами DNS/DHCP Lucent VitalQIP.