Разделы

Телеком

IP-телевидение в России – удел избранных

Трансляция телепрограмм на базе технологии Video over IP уже получила достаточно широкое распространение в западных странах, однако в России пока развернуто только несколько тестовых проектов. К числу основных проблем развития новых сервисов эксперты относят высокую стоимость услуг интернет-провайдеров и отсутствие необходимого количества широкополосных соединений.

Три в одном

Само появление решений класса Video over IP обусловлено развитием интернета и в первую очередь широкополосных соединений. По оценкам экспертов, количество широкополосных сетей в мире составляет порядка 100 млн. За счет повышения скорости доступа становится возможным введение все новых сервисов и диверсификация портфеля решений. В связи с этим все больше компаний стали предоставлять клиентам услуги передачи видеосигнала с использованием IP-протокола. На фоне стремительного роста популярности IP-телефонии, многие поставщики решений включают в свои продукты целые пакеты услуг. Все большую поддержку находит так называемая концепция Triple Play, которая заключается в передачи данных, голоса и видео трафика по одной сети. Особенно активно Triple Play поддерживает такой гигант телекоммуникационного рынка, как французский Alcatel.

Так, в конце марта этого года компании Alcatel и Telekom Austria, объявили о запуске нового проекта в городе Arnoldstein, который нацелен на доставку услуг Triple Play по волоконно-оптическим кабелям индивидуальным и корпоративным заказчикам. После реализации проекта население города будет получать сервисы Triple Play через волоконно-оптические кабели, которые будут подводиться непосредственно к жилым домам и помещениям компаний. В результате пользователи смогут работать в интернете, просматривать телепрограммы и пользоваться услугами телефонной связи в единой оптоволоконной сети. Кроме обычных телепрограмм новая услуга поддерживает интерактивные приложения, такие как видео по требованию и электронные телепрограммы (EPG).

Объем мирового рынка операторских услуг Video over IP, € млрд.

 Объем мирового рынка операторских услуг Video over IP, € млрд.

Источник: MRG

Павел Ребров: Video over IP до неузнаваемости изменит рынок телевизионной рекламы России

Павел Ребров: Video over IP до неузнаваемости изменит рынок телевизионной рекламы России

Комментарий по теме для CNews дал Павел Ребров, менеджер по развитию направления Video over IP компании CTI.

CNews: Каковы основные преимущества Video over IP по сравнению с «традиционным» ТВ? Какие недостатки Вы можете назвать?

Павел Ребров: Говоря о преимуществах Video over IP, в первую очередь, имеет смысл упомянуть об интерактивности данной услуги. Именно это является основным отличием систем, работающих в IP от иных цифровых систем телевещания. По-видимому, «врожденная» интерактивность Video over IP в конечном счете приведет к кардинальному изменению бизнес-моделей современного телевещания и видеопроката. Возможными станут настоящие реалити-шоу, развитие сюжетных линий которых будут определять зрители в реальном времени, телевидение сможет стать «персональным» - зрители будут формировать свою собственную «программу передач», а операторы будут точно знать в каждый момент времени, кто из их абонентов что смотрит – это до неузнаваемости изменит рынок телевизионной рекламы.

Услуги Video over IP оказываются на единой сетевой IP-инфраструктуре. Возможен реальный triple play: телефонная связь, телевидение и другие информационно-коммуникационные сервисы осуществляются в единой среде, хорошо понятной и известной телекоммуникационным операторам. И спутниковое вещание и MMDS и проводные DVB-системы обеспечивают так называемое «цифровое качество», однако ресурсы пропускной способности этих технологий значительно проигрывают IP, что создаёт технологические предпосылки для организации видеовещания HDTV и даже более высокого качества.

Недостатки вытекают из абсолютной новизны технологии, что подразумевает значительную модернизацию или замену сети оператора, головных станций, абонентских устройств. Другая трудность, с которой сталкиваются операторы – новизна юридических отношений, как в отношениях с контентодателями, поскольку телекоммуникационная модель видеоуслуг несколько отличается от классической, так и с государством.

Как Вы оцениваете потенциал российского рынка услуг Video over IP? Каковы его основные тенденции?

Павел Ребров: Уместнее было бы говорить о потенциале рынка платного телевидения вообще, а не рынка Video over IP. По разным оценкам потенциал рынка платного телевидения составляет от одного до двух миллионов пользователей при нынешнем уровне производства русскоязычного контента. Учитывая темпы построения сетей Video over IP, можно предположить, что через несколько лет весьма значительное число из этих пользователей будет подключено по IP.

При условии наличия интересного контента и введения качественно новых услуг - видео по запросу, интернета и игр на ТВ - потенциал, безусловно, увеличится. А услуги эти обязательно будут вводиться. Кроме того, мы станем свидетелями бурной маркетинговой деятельности операторов, которые сейчас строят сети Video over IP.

CNews: Спасибо.

В пользу Video over IP говорят еще следующие факторы. Абонентские терминалы, использующие IP-протокол, при наличии устойчивого высокоскоростного канала могут обеспечить передачу и получение на экране телевизора практически любых данных. Это могут быть обычные web-страницы, голосовые услуги, цифровое телевидение, сервисы видеоконференцсвязи и многое другое. Основными потребителями услуг Video over IP являются гостиницы, государственные структуры, торговые супермаркеты и образовательные учреждения. По прогнозам аналитического агентства MRG, мировой рынок операторских услуг Video over IP вырастет с €330 млн. в 2003 году до €8,5 млрд. в 2007-м.

IP-выбор

Организация систем Video over IP – достаточно дорогое удовольствие. По оценкам экспертов, решение «под ключ» для 1-2 тыс. абонентов обойдётся оператору в несколько сотен тысяч долларов. Встает закономерный вопрос: по какой причине решения Video over IP постоянно набирают популярность в мире, при условии наличия хорошо развитых сетей кабельного телевидения?

Несмотря на значительные суммы, указанные выше, организация подобного решения с использованием «традиционных» способов, обойдется дороже. Так, по данным израильской компании ECI Telecom, средняя стоимость подключения одного абонента по технологии Video over IP составляет $750-$1600, при этом наибольшая часть затрат приходится на абонентские устройства, которые постоянно дешевеют. Стоимость аналогичного подключения по системам кабельного телевидения составит примерно $4 тыс., при этом решающая часть затрат ложится на оператора.

Помимо стоимости и широких функциональных возможностей, существует еще ряд преимуществ, благодаря которым передача видео трафика по IP-протоколу оказывается весьма выгодной. Налицо экономия на кабельной системе. В отличие от традиционного «телевидения» при использовании Video over IP нет необходимости строить и обслуживать дополнительную кабельную инфраструктуру, а эффективное использование IP-сети позволяет существенно повысить ее рентабельность.

Основные технологии

На сегодняшний день эксперты выделяют три направления развития Video over IP:

  1. Цифровое телевидение (IP TV).
  2. Видеоконференцсвязь.
  3. Видео по запросу.

IP TV – базовая услуга Video over IP. Заключается в трансляции телеканалов с использованием IP-протокола с предоставлением дополнительных услуг, таких как расширенные возможности навигации при просмотре телепередач. Услуги видеоконференцсвязи наиболее востребованы в корпоративном секторе и чаще всего используются при проведении совещаний как альтернатива селекторному вещанию.

По мнению экспертов, использование видеоконференций позволяют сократить временные и финансовые затраты на командировки сотрудников, а также значительно повысить комфортность и информативность общения. Сервис «видео по запросу» предоставляет пользователю возможность просмотра архивных передач в удобное для него время. Также «видео по запросу» предполагает нелинейный просмотр программ. Становится возможным просмотр нескольких программ одновременно, более того – в ряде случаев можно посмотреть не только прошедшие, но и программы следующего дня.

Технологически транспорт Video over IP можно реализовать тремя способами: с помощью широкополосных соединений, с использованием технологии MultiCast и третий вариант – QoS. «Широкая полоса» (ADSL2) уже сейчас позволяет предоставить подписчику два одновременно проигрываемых ТВ-потока, несколько одновременных телефонных разговоров и высокоскоростной доступ в интернет по телефонных проводам.

Технология MultiCast заключается в использовании многоадресной рассылки. Это позволяет значительно сократить расходы на доставку информации до конечного подписчика. MultiCast позволяет передавать данные на большое количество адресов без копирования данных для каждого получателя.

QoS (Quality of Service) представляет собой семейство интернет-стандартов с использованием корректной приоретизации различных видов IP-трафика. Наличие поддержки QoS вдоль всего маршрута позволяет снизить потери производительности, вызванные различными задержками в очередях и перегрузками. Средства QoS позволяют регулировать объем данных определенного типа, поступающих в сеть, помечать выбранные пакеты в соответствии с установленной стратегией, чтобы последующие маршрутизаторы могли предоставлять нужный уровень обслуживания и др.

Очевидным условием организации Video over IP является наличие высокой пропускной способности у транспортной сети и поддержка маршрутизации в режиме MultiCast. Причем важно обеспечить все эти условия и на так называемом участке «последней мили». В силу специфики построения IP-сети, вариант использования QoS, несмотря на широкий спектр возможностей и перспективы технологии, связан с рядом трудностей и весьма дорог. По мнению экспертов, транспортировку мультимедийного трафика с оптимальным сочетанием цена/качество обеспечивают сети следующего поколения (NGN) и технология IP/MPLS

Россия: первые шаги

Несмотря на очевидные преимущества технологии Video over IP и растущее количество внедрений в мире, российский рынок пока еще не готов к полномасштабному использованию цифрового телевидения. Если в корпоративном секторе услуги Video over IP весьма востребованы, то в пользовательском сегменте статистика значительно менее обнадеживающая. По оценкам экспертов, помимо необходимого наличия широкополосного доступа, которым могут похвастаться по большому счету лишь Москва и Санкт-Петербург, для того, чтобы «видео поверх IP» стало рентабельным, необходимо не менее 5 тыс. подписчиков. Такое количество локальных абонентов найти непросто.

До сих пор основной трафик, проходящий по IP-сетям, составляет подавляющее количество текстовых сообщений, графический файлов и аудиопотоков real audio, в то время как доля видеотрафика остается очень маленькой. Кроме того, для популяризации услуг Video over IP необходимо снижение тарифов на пользование интернетом. В среднем скачивание одного фильма размером 600 Мбайт обходится пользователю в 800-1000 рублей. Можно отметить, что внушительный пакет спутниковых каналов стоит $30-50. В результате при подобной тарифной политике интернет-провайдеров подписываться на услуги Video over IP простому пользователю экономически невыгодно.

Тем не менее, и в России есть положительный опыт. Так в Рязани на базе оператора «Интер-ТВ Медиа» развернута тестовая зона IP-телевещания. Технически решение реализовано на основе Ethernet-сети. Транспортировка видеотрафика (в качестве тестовых использовалось 10 спутниковых каналов и один региональный телевизионный канал) осуществлялась также с использованием традиционной телефонной сети с применением ADSL. Тестовые сети также построены в Ставрополе, Краснодар и ряде других городов.

Около года назад с целью дементстрации возможностей широкополосного интернета был запущен некоммерчески проект Corbina.tv, в рамках которого осуществлялась трансляция нескольких телеканалов. Недавно к этим возможностям добавилась функция видеомагнитофона: посетители сайта могут на две недели вперед запрограммировать запись нужных им телеканалов в определенное время. А в мае этого года должно открыться первое по-настоящему интерактивное телевидение Стрим-ТВ.

Дмитрий Вайдэр / CNews