Разделы

Телеком

IPTV в России: кто есть кто

Цифровое телевизионное вещание в интернете уже давно перестало быть мечтой. В сети можно найти уже около 1000 телеканалов, и некоторые из них - российские. Но на пути широкого распространения IPTV стоят нерешенные вопросы по необходимой ИТ-инфраструктуре, организации абонентской платы и отсутствию правового регулирования.

Сервер IPTV: компонент, предназначенный для управления станцией IPTV, передает команды с консоли управления остальным элементам IPTV.

Web-сервер: обеспечивает доступ клиентам IPTV к различным интернет-сервисам.

Сервер управления: основной компонент IPTV, управляет всеми его элементами.

Сервер для передачи цифрового потока: принимает и передает в сеть данные от цифровых источников, таких как: цифровое спутниковое ТВ, цифровое наземное ТВ, кабельное ТВ и т.д.

Сервер для передачи аналогового потока: принимает и передает в сеть данные от аналоговых источников, таких как: ТВ-тюнер, видеокамера, звук и т.д.

VoD сервер: сервер для предоставления услуг "видео по требованию".

Количество тех или иных компонентов может изменяться в зависимости от выбранного поставщика готового решения, а также от количества предполагаемых абонентов. Наиболее крупные поставщики оборудования для организации IP-телевидения – это компании "Тералинк", Intercom TV и General Satellite. Они предлагают оборудование для трансляции, декодеры для абонентов и программное обеспечение.

Проблемы IP-телевидения

Полностью готовое и функционирующее решение IP-телевидения есть пока только у "МТУ-Интел". Остальные игроки находятся на этапе тестирования технологии IPTV. Компании хотят определиться с необходимыми затратами на развертывание системы. Основным препятствием для создания системы интернет-телевидения становится пропускная способность сетей. Так, например, известно, что "Новотелеком" затратил на модернизацию и развертывание сетей более $5 млн. и около $1 млн. на модернизацию оборудования. При этом IP-телевидение действует только в нескольких районах Новосибирска. "Корбина Телеком" инвестировала около $72 млн. на развитие своих сетей и инфраструктуры, включая создание IP-телевидения. А в "Искрателеком" считают,что только сеть Gigabit Ethernet c оптикой в каждый дом и скоростью до 100 Мбит/с и более в квартиру способна решить задачи IPTV.

Так же остается открытым вопрос с оплатой и с необходимостью абоненту покупать дополнительное дорогостоящее оборудование. Например, не совсем ясно, за что должен платить конечный потребитель: за использование IP-телевидения или за скачиваемый трафик. Так, при использовании "Стрим ТВ" абонентская плата взимается каждый месяц от 295 до 459 рублей в зависимости от подключенных каналов, трафик же, скачиваемый абонентом "Стрим ТВ" не учитывается.

Для просмотра телепередач на экране компьютера понадобится оборудование для подключения к интернету и специальная программа (за исключением "Стрим ТВ"). Чтобы комфортно смотреть IP-телевидение на экране телевизора понадобится также специальный декодер или плата с TV-выходом. Суммарные затраты на покупку дополнительного оборудования могут составить 4-9 тыс. руб. Готовы ли будут потребители потратить такие деньги? Помимо этих проблем остаются открытыми вопросы правового характера, а именно: получение лицензий в качестве средств массовой информации и авторские или смежные права на авторские передачи, фильмы.

На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом вещания в интернете является симбиоз эфирного и IP-телевидения. Большинство российских эфирных телеканалов, таких как ОРТ, РТР, ТВЦ и т.п., вещают и в интернете. Помимо чисто эфирных каналов, в сети есть и некоторые спутниковые телеканалы. Телекомпании заключают договора с интернет-провайдерами, а те в свою очередь обеспечивают доставку сигнала к потребителям. Тем самым телекомпании снимают с себя некоторые проблемы, связанные с затратами на развертывание IP-телевидения, и в то же время увеличивают аудиторию. Дополнительная аудитория – дополнительные деньги от рекламодателей. В выигрыше остаются и те, и другие.

Перспективы развития

На сегодняшний день IPTV является реальностью. Для бизнеса это означает возможность донести информацию до тех, кому это действительно интересно и нужно. Появляется возможность создания своих корпоративных телекомпаний, вещающих для клиентов, партнеров по бизнесу или собственного персонала. Пусть пока в России IP-телевидение работает только в тестовом режиме, главное – оно есть. Конечно, не везде, а лишь там, где провайдеры стремятся заполучить как можно больше клиентов и для этого развивают новые сервисы и услуги. Эффект есть. Так, например, компания "Новотелеком" за последнее время увеличила количество подключенных к ней клиентов до 4 000 абонентов, а "Корбина Телеком" - до 30 000 абонентов. В "Корбина Телеком" предполагают, что основной этап строительства сети будет завершен в ноябре 2006 года. К этому моменту будут охвачены 26 тыс. зданий, а количество абонентов превысит 180 тыс.

IP-телевидение как новая услуга, вполне подойдет на роль приманки для новых клиентов. А когда объем аудитории IPTV достигнет критической массы, вполне можно ожидать прихода в эту отрасль рекламы и признания ее в качестве полноценного СМИ.

Сергей Бовыкин / CNews